Репортаж | Present Perfect Festival в Питере | Музей Стрит Арта | 28-30.07.2017
Июль в Санкт-Петербурге был довольно богат на интересные музыкальные мероприятия, а конец месяца подарил нам, однозначно, одно из самых масштабных и объёмных событий – уже в третий раз прошёл фестиваль Present Perfect. Амбиции организаторов Roots United впечатляют – целых три дня музыкального безумия, где каждый мог найти что-то для себя. Было возможно увидеть выступление культового голландского электронщика Das Ding, насладиться перфомансом ветеранов экспериментальной электроники Clock DVA, поразиться бодрости психоделических электронных гениев Silver Apples, а также прочувствовать Actress, Dopplereffect, Planetary Assault Systems, Virgo Four, Atom TM and Tobias, Daniel Avery, The Black Madonna и многих других.
В день открытия фестиваля программа делилась на два блока – образовательная часть, проходящая на Острове Новая Голландия, и непосредственно сам концерт-открытие, который состоялся в центре дизайна Artplay. Как бы ни хотелось мне посетить Новую Голландию и послушать лекцию известного в своих кругах немецкого электронщика Atom TM о роли современных технологий в творчестве, из-за того, что это была пятница, было решено ехать сразу в Artplay.
Центр дизайна Artplay – место довольно индустриальное, хорошо подходящее для выступлений запланированных музыкантов.
Первым делом удалось оценить вторую половину концерта культовых немецких электронщиков Dopplereffekt, хоть и издалека. Проект, созданный важным участником детройтской сцены 90-х Джеральдом Дональдом, генерирует интересную и самобытную электронную субстанцию. Вышедший в этом году альбом Celluar Automata не разочаровал, наверное, никого. А живое выступление показывает, что Dopplereffekt продумывают его также скрупулезно, как и свои студийные творения.
Настало время выступить тинанам экспериментальной электроники. Проект Ади Ньютона Clock DVA был основаны в Шеффилде. Только это уже говорит нам о многом: оттуда в этот же период вышли Cabaret Voltaire и The Human League. Собственно, до Clock DVA Ади был участником группы The Studs, где его соратниками были как раз-таки участники Human League (затем создавшие Heaven 17) и Cabaret Voltaire.
Создав Clock DVA, Ади сдружился с культовыми Throbbing Gristle, и первый его альбом вышел на их лейбле Industrial Records. Clock DVA сразу доказали, что имеют собственное видение на экспериментальную электронную сцену, и за 40 лет ни разу не изменили себе.
Выступление получилось очень плотным и драйвовым. На сцене Ади с еще одним участником live-состава смотрелись а-ля Kraftwek – Ади иногда пел, а остальное время они были статичны и манипулировали своими ноутбуками. Сет-лист был составлен из одних из самых техничных и жёстких вещей Clock DVA, где современные треки (Clock DVA в последние годы очень активен в студийном плане после долгих лет тишины) плавно перетекали в старые «хиты», и наоборот. Ну, а видеоряд, как полагается, был соответствующим – электрический и искаженный. Прекрасное выступление легендарных экспериментаторов.
Завершил концерт-открытие британец Actress. Даррен Каннингем, он же Actress, считается одним из самых мощных электронных музыкантов последних лет. Он смешивает в своей музыке техно, хаус и эмбиент, комбинируя это своеобразным образом, в результате чего его звуковые коллажи имеют собственную запоминающуюся индивидуальность. И на своём сете он продемонстрировал это как надо. Отличные треки, славный звук, интересный видеоряд – в итоге аудитория, «забившая» почти всю площадку, в экстазе.
Первый день оставил сильное впечатление, поехали дальше.
Фото - Пресс-служба PPF →
Программа второго дня проходила на территории Музея уличного искусства, который имеет обширную площадь и отличается собственным колоритом. На площадке было много развлекательных элементов, бары, еда – всё как положено.
Интересным моментом был уличный кинотеатр, организованный Beat Film Festival, где были показаны фильмы о современной андеграундной культуре – Фонко, Северное Диско Сияние, Холодный Мир и Sub Berlin — The Story of Tresor. Музыкальная же часть проходила на нескольких сценах: Главная (Main), Boiler Room, Garden, Kontur и Red Light Radio. Общее расположение площадок было совсем не сложным, и, изучив карту, можно было быстро понять, что где находится.
Я решил начать основную программу с выступления легендарных Silver Apples. Группа была основана Симеоном и Дэном Тейлором в середине 60-х, и была одной из первых команд, привнесших экспериментальную электронику в рок-музыку. Их электронно-психоделические опусы вводят тебя в эйфорическое состояние, однако не отрывают от земли насовсем, а заставляют мыслить шире. После длительного перерыва Симеон собрал новый состав Silver Apples. Дэни тоже присоединился на некоторое время к группе, но, к сожалению, в 2005 году он умер. С тех пор Симеон продолжает радовать своих поклонников выступлениями (в России он тоже был не один раз) и отличнейшими альбомами, которые не портят наследие Silver Apples, в привносят в него нечто новое. До этого момента Silver Apples вживую мне увидеть не доводилось, поэтому, являясь их поклонников, я ждал концерт Симеона с огромным интересом.
И Симеон (сейчас он выступает один) просто зажёг. Почтенный мужчина за 70 в шляпе вытворял такие вещи на сцене, одновременно манипулируя различными осцилляторами и не забывая о своём фирменном вокале, что далеко не каждая молодая группа имеет столько энергии. Бодро пробежавшись по классической психоделии, более «техноидным» трекам 90-х и современному периоду, где мастерски сочетается первое, и второе.
А к финальной Oscillations, которая отличается от оригинала 1968 года взрывной инструментальной концовкой, все зрители были покорены аурой Симеона, который вдобавок оказался добродушным парнем.
А теперь поговорим о главном враге фестиваля. Если к началу выступления Silver Apples дождь шел хоть и постоянно, но был мелким, то дальше начало заливать уже по полной, и уличная площадка превратилась в огромную лужу. Этот фактор помешал полностью посмотреть ещё несколько концертов, которые проходили на улице, так что большее время я провёл в помещении на сценах Red Light Radio и Boiler Room.
За время, прошедшее между лайвом Silver Apples и началом сета Das Ding, удалось послушать приятный танцевальный микс знаменитого немецкого электронщика James Dean Brown и оценить, насколько уютно устроен кинотеатр (на отличном уровне).
Пришло время проникнуться атмосферой культового Boiler Room и увидеть редкое выступления пионера жанра минимал-синт – Das Ding. Экспериментируя в своей спальне, Дэнни Бостен в начале 80-х выпустил несколько релизов, но, несмотря на высокое качество музыки, широкой огласки он не получил. Однако в конце нулевых Das Ding неожиданно возродился, и за эти годы вышли переиздания его ранних релизов, а также новые альбомы.
В своём сете Дэнни дал нам возможность услышать упругий и жёсткий микс, состоящий из всего периода Das Ding, под который, тем не менее, отлично танцевалось. В основном, музыка игралась с ноутбука, но периодично Дэнни пел и играл на синтезаторе. Хорошее выступление, однако мне всё-таки хотелось бы увидеть больше элементов живой игры.
Несмотря на то, что хотелось ещё, усталость начала брать своё, и я решил поехать домой. Несмотря на противный дождь, общее впечатление от основного дня не испортилось, и это радует. Хотелось бы только, чтобы Daniel Avery и Planetary Assault Systems и Atom TM and Tobias выступили пораньше.
Фото - Пресс-служба PPF →
Третий день был отдан на after-party с выступлениями «секретных» хэдлайнеров основной программы, которое проходило в баре Мачты.
В этот день погода, как бы извиняясь за вчерашний хардкор, решила извиниться и продемонстрировать яркое солнце и тепло. Благодаря такой прекрасной погоде, уюту Мачт и танцевальным и ненапрягающим миксам таких артистов, как Ben UFO, Move D, Traxx и прочим, удалось оттянуть конец фестиваля и хорошенько расслабиться. Славное завершение «совершенного настоящего».
Итог:
Roots United снова подтвердили свой высокий уровень. Фестиваль получился грамотно организованным, разнообразным и насыщенным. Список артистов был очень интересным: помимо известных современных диджеев и техно/хаус музыкантов нашлось место таким важным для истории электроники музыкантам, как Clock DVA и Silver Apples. Было здравой идеей ввести образовательную часть и кинопоказы – надеюсь, эта тенденция приживется.
А мы ждём новых свершений, и колоритных артистов.
Спасибо организаторам за прекрасные эмоции.
Организаторы выражают благодарность гостеприимному партнеру — DOM Boutique Hotel, в котором жили артисты фестиваля.