Репортаж | Пресс-конференция Горана Бреговича в Москве| ТАСС | 04.11.2016
4 ноября (накануне совместного с Эмиром Кустурицей концерта в Государственном Кремлевском Дворце) в пресс-зале информационного агентства ТАСС состоялась встреча с югославским музыкантом и композитором Гораном Бреговичем.
Брегович очень известен и любим в нашей стране благодаря ярким и эмоциональным концертам. А международный успех пришёл благодаря его музыке к фильмам, и в первую очередь, фильмам Эмира Кустурицы (Время цыган, Аризонская мечта (при участии Игги Попа), Андерграунд).
Пресс-конференцию провела Ирина Александрова (ТАСС), ловко маневрируя между острыми и не очень вопросами, подкидывая темы для размышления и упоминая о большой любви нашего зрителя к Горану Бреговичу и его музыке; журналисты также интересовались творчеством и планами Бреговича, фотокорры просили широко улыбаться. А Мирко Раденович, президент объединенной сербской диаспоры в Санкт-Петербурге, продюсер Эмира Кустурицы и Горана Брегович, любезно переводил речи Маэстро, приветливо и с юмором, так что встреча прошла в теплой и дружелюбной обстановке.
Итак, о родной стране и городе, о России и ее девушках, о музыке в общем и музыке к кинокартинам, о грузинской кухне и Никите Михалкове, обо всем этом мы имели удовольствие пообщаться с композитором.
Горан Брегович очень переживает о своем родном городе Сараево и о стране, в которой родился и которой уже нет на карте мира. Но в городе своего детства музыкант бывает часто, ведь там осталось много друзей и родственников. «Я люблю Сараево, этот факт изменить нельзя. Несмотря на то, что война была сложной, город поменялся меньше, чем можно было ожидать. Ведь последствия войны — это не только жертвы среди населения, разрушение домов, одно из главных последствий войны — разрушение культуры. Сараево старается сохранить свою культуру», — отметил Брегович. — «Моей страны сейчас нет. Как и языка. Сейчас я больше люблю писать на цыганском. Твой дом находится там, где у тебя летом зимнее пальто, а зимой летние вещи. А что касается страны, города, который мне близок — это Париж [Горан Брегович живёт в Париже с женой-мусульманкой Дженан Суджук и тремя дочерьми: Эмой, Уной и Лулой — прим.]. Я оказался беженцем после войны в Югославии, жил в Париже. Но я не могу там работать и жить постоянно». После такого откровения композитор получил от Ирины Александровой приглашение переехать в Россию, на которое ответил: «Приглашайте!»
Музыкант рассказал, как хотел попасть в Советский Союз с концертами, еще до войны, когда был в своей стране звездой рок-н-ролла, но атташе по культуре посольства Союза негативно оценивал деятельность композитора. Приезд в Россию был для Горана мечтой. «Мы считаем вас нашими старшими братьями. Мы знаем о вас все: знаем ваших писателей, полководцев, композиторов, а вы о нас знаете мало. Меня радует, что у меня есть своя публика в России», — признался Брегович, а после признания корреспондента ТАСС от лица всех поклонников в том, что мы действительно искренне любим его творчество, это направление в музыке и также считаем жителей Балкан своими братьями, Брегович растаял и перешел на комплименты и шутки: «Для меня гораздо важнее знать, что красивые девушки любят мою музыку. У меня был музыкант, который играл джаз. Он говорил, что не очень хочет играть джаз, потому что сейчас красивые девушки не приходят слушать джаз. («Это неправда» — корреспонденты)»
Что касается России и любимых мест в стране, Брегович отметил, что играл во многих местах России и имел счастье увидеть Россию: «Я люблю бывать в Москве, но всегда ищу грузинский ресторан — очень кухня нравится». Каждый приезд в нашу страну дарит музыканту разные ощущения. С особой радостью Горан поделился ощущением, что «каждая русская девушка может играть Рахманинова».
На вопрос Роккульта, хотел ли бы он себя попробовать в других музыкальных жанрах, более тяжелых, и если да, то кто из российских рок-исполнителей ему знаком и с кем бы хотел спеть, Брегович ответил четко, виртуозно парируя: «Существуют врачи общей практики, терапевты, а существуют специалисты в отдельных областях. Я не врач общей практики. Я композитор со своей спецификой. Это пространство, которое находится на границе трех цивилизаций. Это музыка народов, которые 500 лет и дружили, и воевали друг с другом. Но всегда слушали, независимо от войны, музыку своих врагов. Наша музыка представляет собой нечто странное, но соединяет даже враждебные стороны. И я композитор, который занимается такой музыкой».
Но удивлением для собравшихся стал тот факт, что сам Горан Брегович не считает себя хорошим композитором к фильмам. Он считает, что ему просто повезло с кинокартинами, и в тот момент именно его «агрессивная, но мелодичная» музыка подходила для конкретного кино. Сейчас же музыкант полагает, что настало время, когда фильмы «не являются настоящим искусством», когда нужна иная музыка. Брегович признался, что и сейчас работает в этом направлении, пишет, но не видит себя в этом, а также не видит самих фильмов. Ну, а если бы была возможность выбрать кино с уже существующей музыкой, к которому хотелось бы переписать саундтрек на свой взгляд и вкус, это была бы картина Утомленные Солнцем Никиты Михалкова: «Когда смотрел фильм, стало грустно, почему он меня не пригласил».