Репортаж | Slipknot в Москве | СК Олимпийский | 30.01.2016
Третье пришествие Slipknot на московскую землю состоялось 30 января 2016 года, почти через пять лет после их предыдущего шоу в «СК Олимпийский». За это время группа (которую, пожалуй, можно с полным правом назвать самым тяжеловесным явлением на альтернативной и около-альтернативной сцене) успела потерять ещё одного ценнейшего бойца, пополнить свою дискографию новым альбомом и насытить музыкальную инфосферу невероятным количеством новостей, слухов и домыслов. Так что нет ничего удивительного в том, что именно концерт ребят из Де-Мойна уже на протяжении нескольких месяцев являлся одним из самых ожидаемых и обсуждаемых выступлений 2016-го.
Удивительно другое. При всем мощнейшем информационном давлении, что оказывалось на действующих и потенциальных фанатов Slipknot буквально отовсюду (афиши в метро и на городских улицах, лезущая отовсюду контекстная реклама, бесконечные розыгрыши билетов и анонсы в соцсетях) Олимпийский оказывается полупустым. Во всяком случае, количество зрителей серьёзно уступает размерам толпы, собравшейся неделей раньше на концерте Imagine Dragons. Верхний ряд трибун, откуда давным-давно автор этих строк наблюдал за единственным российским выступлением Slipknot с Полом Грэеем, и вовсе девственно чист. Впрочем, фан-зона забивается достаточно плотно, и потихоньку заполняющие пространство перед сценой зрители уже имеют возможность лицезреть разогревающую группу.
Cyco Moscow
С каждым своим новым приездом Slipknot не устают наращивать обороты в плане саппорт-коллектива. И если в первый раз оный полностью отсутствовал, а в 2011-м право греть публику досталось Amatory (несмотря на неоднозначную репутацию, статус одной из ведущих отечественных групп нулевых годов у них не отнять), то сейчас компанию им составляют аж сами Suicidal Tendencies, приехавшие в Москву в почётном ранге “Special Guests”. Команда с вечно тасующимся составом, но под бессменным руководством Майка Мьюира, выскакивает на сцену, где оказывается в окружении то краснеющего, то синеющего полумрака. Бодрые подзуживания Нико Санторы (гитара) и Эрика Мура (ударные) приводят человеческую массу в фан-зоне в движение, позволяя Мьюиру выйти из-за кулис уже под более-менее ощутимые крики и аплодисменты. «Вечно молодой, вечно в бандане» Сайко Майко принимается за свои фирменные телодвижения (без улыбки наблюдать за его дёргано-ритмичными размахиваниями руками решительно невозможно), открывая концертную программу вечера песней You Can’t Bring Me Down — композицией, которая была написана ещё до рождения кое-кого из тех, кого ему сегодня приходится разогревать. Забавно. Несмотря на то, что по стилю и настроению весёлый и чуть ли не танцевальный кроссовер ST бесконечно далёк от стоеросовой ярости (сменяющейся не менее стоеросовой лиричностью) Slipknot, Мьюир сотоварищи получают самый что ни на есть тёплый приём от публики Олимпийского. В свою очередь, в промежутках между песнями он даёт возможность музыкантам группы отдохнуть, восполнив запас жидкости в своём теле и запас трофейных медиаторов в зале и толкает позитивные, воодушевляющие речи. Речи о скейтбординге и спорте вообще, о своей нелюбви к слову «но» (мол, любая подобная оговорка превращает утверждение в ложь), о том, «как я рад, как я рад, что приехал в Ленинг…в Москву». Улыбчивый крепыш Майк то прячется где-то в глубине сцены, выпуская на первый план своих коллег по группе (среди которых особо стоит выделить разбушевавшегося вплоть до разрушения собственной барабанной установки Мура), то подбегая к самому её краю и раскручивая образующиеся в толпе сёркл-питы до сверхзвуковых скоростей. В общем, всеми правдами и неправдами Майко стремится придать окружающей его действительности оттенок того самого Cyco, которое сквозит из каждой песни, каждого риффа и каждого сценического выкрутаса Suicidal Tendencies. И у него это получается – под конец сета ST народ уже успевает разрушить ограждение, традиционно отделяющее фан-зону от фотопита.
Ох, нелёгкая это работа…
Множество сотрудников техперсонала брошено на восстановительные работы. В то время как на сцену вытаскивают многочисленные ударные установки, а в ушах звучат, перемежаясь, Дэвид Боуи и Metallica, женский голос из динамиков уговаривает правую половину фан-зоны отойти на несколько шагов назад. Шаги в нужном направлении делаются, но их явно недостаточно. Девушка, раз за разом проявляя всё большую ожесточённость, продолжает свои увещевания, на что некоторая часть фанатов, не мудрствуя лукаво, отвечает простым предложением отправиться в пешее эротическое путешествие. Воздух, и так достаточно спёртый, всё сильнее пропитывается сигаретным дымом, водяными парами (то тут, то там кто-то окропляет себя и соседей минералкой из припасённых бутылок) – дышать становится заметно сложнее. Вверх взмывает подсдувшаяся резиновая женщина, расписанная словами из песни Custer, и в таком весьма специфическом антураже техникам Slipknot и сотрудникам Олимпийского удаётся-таки отодвинуть толпу на необходимое расстояние и восстановить целостность барьера. Как раз вовремя.
See the devil in I
Обратным отсчётом, возвещающим совсем скорое появление Slipknot на сцене, становится фоновая Be Prepared For Hell, словно выдернутая из репертуара Мэрилина Мэнсона этак двадцатилетней давности. Интро плавно перетекает во вступление к Negative One, зрительский гул растёт в геометрической прогрессии, а на сцене одна за другой появляются неясные тени. Тени приветственно поднимают руки, одна из них (оказавшаяся Сидом Уилсоном) делает головокружительный прыжок к столику с вертушками, и концерт Slipknot официально открыт!
Сегодня ритм шоу задаёт новичок группы, юный драммер Джей Вайнберг. Пусть былой джордисоновской роскоши (поездки на верховом Клоуне, картинное простирание ветвящихся пальцев к небу, «космическое» барабанное соло) на сей раз Москве увидеть не удаётся, но в сугубо инструментальном плане Вайнберг способен отработать за себя и за того парня. И ещё вон за того, носатого. Частота джеевских ударов по барабанам и тарелкам столь высока, что традиционно расположившимся по краям сцены перкуссионистам можно преспокойно отлынивать от своих прямых обязанностей.
У Криса с Шоном есть достаточно времени, чтобы составлять бэк-вокальную компанию Тейлору в припевах и других кульминационных моментах композиций, прикинуться Крейгом Джонсом (обеими руками вцепиться в свои инструменты и трясти головой, что есть мочи), прогуляться вдоль сцены, подзадоривая публику жестами различной степени приличия, вдоволь полазать по барабанам друг друга… Но однако, иногда они всё-таки утраивают легендарную драм-атаку, то фигача в такт с бас-бочкой, то обрамляя основную ритм-линию изящными мелкими перестукиваниями. Звёздный час обоих наступает на Psychosocial, где Фен и Крэхан, повесив на грудь по барабану, принимаются маршировать по сцене Олимпийского. Впрочем, всего этого ребятам явно мало (особенно Клоуну), и периодически Шон принимается расшатывать свои несчастные ударные или избивать их битой до такой степени, что запыхавшийся роуди еле успевает упаковать разлетающиеся в разные стороны барабаны обратно. Да уж, злобный Клоун – это действительно страшная сила.
Кори Тейлор к 2016-му году решил не ограничиваться ношением своей новой крючконосой кожаной маски, покрыв её гримом на манер нолановского Джокера. Правда, дополнительного безумия и хаоса в его поведении не появилось. Перед нами всё тот же старый добрый Кори – разве что с чуть отросшими волосами и в относительно свежей маске. Когда надо, он превращается в настоящего зверюгу, исторгающего из своей глотки потоки ненависти и боли, но это нисколько не мешает ему уже в следующей песне продемонстрировать тысячам своих почитателей ту же боль, но поданную в лиричном и прекрасном ключе (см. Dead Memories, Devil In I и Killpop, которая вполне может стать полноценной наследницей Vermilion). После небольшой паузы по завершению Eyeless он долго-долго стоит, с изумлением оглядываясь и словно пересчитывая многие сотни взмывших ввысь бумажных «двоек» (здесь могла бы быть шутка про Юлия Гусмана). Те, кто видел запись с легендарной пресс-конференции, которую Slipknot провели на следующий день после смерти своего коллеги, друга и брата, знают, как участникам группы в целом и Тейлору в частности был дорог Пол Грэй. И поэтому можно не сомневаться в том, что фанатский флэш-моб Кори оценил по достоинству. Равно как и в искренности его тёплых слов благодарности в адрес Москвы и местной публики (хотя какой там публики? Семьи!).
Парочка здоровенных гитаристов делает всё то, за что мы и любим Мика с Джимом. #7, со всей присущей ему солидностью, целиком вкладывается в «нарубание» всё новых и новых риффов, застыв на месте и сопровождая свою игру лишь мелким хэдбэнгингом. Двухметровый Рут же вовсю вентилирует окружающее пространство взмахами чёлки и бородищи, опровергая все стереотипы о том, что на «Фендерах» не играют столь тяжёлую музыку. Где-то между ними неспешно и деловито выполняет свои обязанности ещё один новичок слипнотовской семьи – басист Алессандро Вентурелла, чья маска чем-то смахивает на шерстяную черепашью мордочку. И, разумеется, от зрительских взглядов не скроется почётный егоза Slipknot – Сид Уилсон, с лихвой компенсирующий нехватку скрэтчей в композициях сегодняшнего сет-листа презабавными отплясываниями и более или менее удачными попытками залезть на всё, что возвышается над уровнем сцены хотя бы на полтора метра.
The platinum jumpthefuckup
Где-то между Psychosocial и Wait And Bleed Тейлор с гордостью вытаскивает на сцену панно, свидетельствующее о присуждении 5: The Gray Chapter платинового статуса в России. Кори от всей души благодарит фанатов, фанаты от всей души благодарят Кори. Наверное, Пол и вправду гордился бы этим, равно как и тем, что после его ухода ребята сумели выпустить столь мощный и цельный альбом.
К слову, об альбомах. В отличии от двух предыдущих шоу, программа сегодняшнего концерта Slipknot не становится зацикленной на материале одноимённого дебютника – примерно равные доли с ним достаются песням с Iowa (в том числе и достаточно редким вещам вроде I Am Hated и Metabolic) и последней на данный момент пластинки (а вот отсюда каким-то непостижимым образом пропал шикарнейший Custer). All Hope Is Gone, как обычно, присутствует в сет-листе в лице двух главных синглов, а от Vol 3 и вовсе остаются рожки да ножки – без Duality и Клоуна, методично уничтожающего пивную бочку бейсбольной битой, концерт Slipknot не был бы концертом Slipknot.
Увы, но как зрелищное мероприятие третий концерт Slipknot всё-таки уступает двум своим предшественникам. Сегодня мы не наблюдаем, затаив дыхание, за барабанно-центрифужным соло (по понятным причинам), и не ощущаем жара от многометровых языков пламени (по причинам менее понятным). Из фирменных слипнотовских развлечений толпе остаётся разве что традиционный присед-прыжок на Spit It Out, на сей раз отодвинутой в самый конец сет-листа. Всё как мы любим – Кори как по волшебству утихомиривает бушующую фанатскую массу и приостанавливает песню сразу по окончанию своего пулемётного речетатива, оставляя одиноко жужжать лишь гитару могучей «Семёрки» (наверное, мало кто осмелился бы заставить замолчать такого детину). Лавина хвалебных слов в адрес начинающих готовиться к кульминации фанатов, попытка разобраться, кто из сегодняшних зрителей уже знает, что такое живое шоу Slipknot, а кто является новичком… Фронтмен усаживает всех оставшихся посетителей Олимпийского и принимается за свою любимую присказку «Don’t move till I say Jump the fuck up, not till I say Jump the fuck up» . Она плавно перетекает в тот же речетатив – теперь он ощущается куда более пружинящим, воздух буквально звенит от напряжения, и через несколько секунд словно многие тысячи гигантских рогаток в один миг выплёвывают ввысь всю фан-зону Олимпийского.
Даже несмотря на снизившийся градус умопомрачительности, концерт Slipknot по-прежнему остаётся чрезвычайно важным явлением в музыкальной жизни Москвы. Те поклонники группы, что предпочли остаться дома вместо того, чтобы поучаствовать в бесконечных слэмах, давках и мошпитах, выбивающих весь дух даже из самого крепкого человека, или хотя бы занять более комфортное и безопасное место на трибуне… Что ж, ребят, вы многое упустили. Как минимум, одно из самых крутых, жестоких и запоминающихся выступлений, что Москва видела за последние годы.
Suicidal Tendencies setlist
- You Can’t Bring Me Down
- Ain’t Gonna Take It
- Possessed To Skate
- Who’s Afraid?
- Subliminal
- Cyco Vision
- How Will I Laugh Tomorrow
- Pledge Your Allegiance
Slipknot setlist
Be Prepared for Hell
1. The Negative One
2. Disasterpiece
3. Eyeless 4. Skeptic
5. I Am Hated
6. Killpop
7. Dead Memories
8. Everything Ends
9. Psychosocial
10. Wait and Bleed
11. Duality
12. The Devil in I
13. Metabolic
14. (sic)
Encore:
Hell (The Tiger Lillies song)
15. Surfacing
16. Left Behind
17. Spit It Out
‘Til We Die