Репортаж | Bohren & Der Club Of Gore в Москве | КЦ ЗИЛ | 16.04.2016
«Есть только ночь и её лучи», - эту фразу нёс с собой каждый, кто вечером 16 апреля присоединился к тёмному действу в концертном зале ЗИЛ. Два года назад московские ценители уже имели возможность осознать всю буквальность этих слов, поэтому таким долгожданным было возвращение этой ночи под именем Bohren & Der Club Of Gore. Что удивительно, их музыка была заложена в 80-х годах в хардкор-панке и в итоге полностью сменила ориентир, сочетая в себе элементы эстетичного тающего дарк-джаза, монотонного эмбиента и пугающего дроуна. Мягкий французский говор из колонок в серых стенах зала, заполняющегося дымом, создавал какую-то нарочито мягкую атмосферу, вдребезги разбившуюся, как только потух последний свет. Неопределённость – вот то слово, которым описывается обстановка, воцарившаяся с первым же звуком: туман так густ, что не видно лиц, единственный свет – три тусклых луча на сцене, и неясно даже, что за звуки сегодня будут твориться - программа была оглашена как Лучшее, но никто не знает, что в неё войдёт. Звук, как сглаженный гром, тянущийся, тонущий, удар – передышка, ориентир для мозга, отчаянно пытающегося следить за минутами. Музыка Bohren & Der Club Of Gore так тягуча и одновременно захватывающа, что человеческое ощущение времени оказывается обманутым. Может подуматься, что для подобных манипуляций над восприятием нужен широкий ассортимент различной атрибутики, однако, всё что нужно – саксофон, контрабас, синтезатор, ударные и три человека за ними (хотя в действительности Bohren & Der Club Of Gore являются квартетом; в данном туре ударник не принимает участия). Никаких эффектов, загрязняющих взгляд, ведь видеть вовсе и не нужно. Времени – нет. Зрелища – тоже. Перформанс, заключающийся в его отсутствии. Браво. Bohren & Der Club Of Gore действительно виртуозы нуар-джаза, мистическим образом материализующегося в повсеместном тумане и сквозящего даже в их голосах – могло показаться, что саксофонист Кристоф Клёзер словно не привык говорить, его слова на английском, с явным немецким акцентом, звучали будто бы волнительно, сдавленно. И каково это, слышать от него ироничное: «Следующая – из песен о любви. О нашей любви к кладбищам и могилам,» - а потом ощущать вокруг себя обомшелые надгробия. Слышать: «Эта песня о парне, что пришёл в бар, дабы подцепить девчушку. Но в итоге он пьёт в одиночестве,» - и чувствовать во рту горечь виски. Во мраке на сцене силуэты Bohren & Der Club Of Gore, а это значит, что если любовь, то к кладбищам. Если пить, то в одиночестве. Света – нет. Времени – нет. Лиц – тоже. Фото: P. Mikhailov