Репортаж | 10 Doomed Years: Doom Over Kiev | Киев | Atlas | 14-15.10.2017


Фото: kirai gigs: concert videos & photos

Если обычно репортаж пишется, пока еще эмоции свежие, то после Doom Over Kiev требовалось какое-то время, чтобы прийти в себя (и, похоже, у большей части публики впечатления оказались схожи).

Если бы когда-то давно всем нам – и организаторам, и слушателям, — сказали, что потребуется 10 лет фестивалей Doom Over Kiev, чтобы однажды заполучить такую феерию, — уверена, ее бы ждали и задумывали именно в таком составе уже с самого первого DOK.


Прежде чем обратить внимание на хэдлайнеров, в первую очередь необходимо отметить музыкальные команды постсоветского пространства. Даже не их самих, а отклик от публики, — главным показателем признания «локальных» групп (из Украины, Беларуси и России) стали отзывы, появившиеся в соцсетях. Ведь если тебя отметили, как «приятное открытие», — это успех. Не говоря уж о том, что у каждой из групп были свои фанаты, ждавшие именно их. Первый фестивальный день открывали Raventale, Mother Witch & Dead Water Ghosts и Nebulae Come Sweet (последние, кстати, скоро прибудут в Петербургский MOD на Хэллоуин).

Plateau Sigma. Похоже, не слишком известная итальянская группа, однако горстку своих поклонников на фестивале команда все-таки имела. Но поразили, наверное, как-то раз таки больше всех хэдлайнеров именно итальянцы. Если при прослушивании их творчества в записи в первый раз максимально эмоциональная реакция – это «not bad» face, то вживую они просто потрясли. И поделились, кстати, с Киевом своей новой, еще не вышедшей, песней. Особенно приятно было видеть в зале парней из Saturnus в полном составе, с явным одобрением наблюдавших за выступлением Plateau Sigma.

Clouds. Пожалуй, самое тяжело поддающееся описанию выступление. Пронзительность и искренность. Все, что Clouds говорят о себе на Фейсбуке, — это музыка, «посвященная ушедшим из этого мира, возлюбленным, кто больше не с нами»; и все – никакого описания, кто в группе. Так на концерте и есть – между тобой и музыкой нет ничего, только чистый поток эмоций. Выступление началось с восхитительной You Went So Silent, а публика, по-моему, забыла, как дышать. Особенно приятно было услышать Fields of Nothingness с недавно вышедшего EP Destin, в записи которой принимал участие Микко из Swallow the Sun. Впрочем, нельзя сказать, что на концерте очень не хватало его вокала (Микко, ты классный, если что!). Анкор, судя по всему, не готовился, так что вызванные на бис Clouds исполнили снова You Went So Silent (если честно, ее можно было бы послушать еще десяток раз подряд с не меньшим удовольствием). Вообще, влюбившись в творчество Clouds и в частности в голос Дэниела, начинаешь маниакально искать, в каких еще проектах он принимал участие (впрочем, таких наверняка наберется больше десятка, так что плейлиста хватит надолго).

Saturnus. Кто-то в комментариях называл их «богами дума», и к этому добавить-то и нечего. Звучат они невероятно мощно. Да еще и группа сыграла новую песню Thorns, поищите видео на Ютубе, она крутая! Saturnus – герои вечера, безусловно. Заболевший прямо накануне фестиваля Томас, мечущиеся в поисках решения и сами музыканты, и организаторы, — все эти сложности, определенно, добавляют личностных переживаний, и тем мощнее воспринимается выступление. Вживую Saturnus просто потрясающие.

Воскресенье началось с героических Odradek room, вокалист которых заболел прямо в день выступления и буквально был не силах выйти на сцену. Пытались привести его в чувство, конечно, всей командой – и музыкантов, и организаторов. Чудо свершилось, Артем (боюсь представить, как себя чувствовавший) выступил. Все ли исполнил, что хотелось? Неважно. Важно, что он выступал для всех, кто пришел посмотреть на Odradek room.

Woe Unto Me – белорусы с уже сформировавшейся группой поклонников, некоторые из которых прибывали на DOK в том числе и ради них. По итогам фестиваля оказалось, что их соотечественников в зале было достаточно много. Кстати, свой последний альбом они записывали при гостевом участии Томаса из Saturnus и Дэниела из Clouds. Последний выступил с ними и на фестивале, исполнив Triptych: Shiver, Shelter, Shatter.

Vin de Mia Trix – группа, которую называешь в числе первых, отвечая на вопрос «а что стоящего есть на украинской метал-сцене?». Блестящий лонгплей Palimpsets, вышедший в этом году, наконец-то удалось услышать вживую. Наверное, главное признание в адрес группы прозвучало от Дэниела, стоявшего в зале: «Если бы я писал музыку в их стиле, я бы делал все именно так!». Vin de Mia Trix, кстати, стали прекрасной прелюдией для его выступления со вторым проектом.

Eye of Solitude. Фьюнерал-дум – это точно не для тех, кто спешит. Это музыка, требующая от вас прекратить поглядывать на часы и бегать покурить. Во главе – Дэниел, которого мы слушали накануне с Clouds, только все ещё мрачнее и протяжнее. Неторопливо, вдумчиво, печально. Как часто бывает, уже во время концерта осознаешь, насколько необходимо было услышать это вживую.

Swallow the Sun. Как же их ждали в Киеве, столько лет! И они приехали в полном составе, в том числе и с Юхой Раивио, который с апреля прошлого года не выезжал за рубеж, ограничиваясь редкими появлениями на финских выступлениях группы. Было просто невероятно радостно видеть его в деле. На сцене в качестве приглашенного вокалиста в песне Cathedral Walls появился Дэниел (да, снова). Зал, впрочем, воодушевленно его приветствовал в очередной раз, как бы говоря «да, да, мы знаем этого парня, он классный!». Но у самих Swallow the Sun обошлось и без сложностей – не слишком (как оказалось) ответственная компания легкомысленно «забыла» отправить багаж из Амстердама в Киев, клятвенно пообещав в смс-сообщениях доставить гитару Маркуса и тарелки Юусо через пару часов после запланированного концерта. Естественно, все дружно ринулись искать инструменты (и огромное спасибо группам, готовым помочь, команде организаторов – за находчивость, а также самим музыкантам – за некапризность). Впрочем, в таких моментах и проявляется профессионализм – отсутствие саундчека, знакомство с некоторыми инструментами уже на сцене, 20 минут настройки – и группа звучит мощнее, чем можно было представить. Пожалуй, выступление Swallow the Sun стало тем самым катарсисом, которым и должен был разразиться Doom Over Kiev.

Спасибо публике. За искренне горячий прием не только хэдлайеров, но и выступавших первыми российских, украинских и белорусских групп. Спасибо самим музыкантам. Вы просто не представляете, насколько добрые, веселые и дружелюбные люди – вот эти брутальные дядьки, рубящие дум. Далеко не всякого музыканта увидишь шастающим свободно по залу, не отказывающим сфотографировать и поболтать. Спасибо, наконец, самим организаторам. Ради такого фестиваля стоило ехать за несколько тысяч километров. И до встречи на следующем Doom Over Kiev!




Комментарии