Репортаж | Theodor Bastard в Казани | КЦ Московский | 16.11.2018
Классики отечественного дарк-фолка, приехав в Казань, оказались идеальным саундтреком к тоскливому бесснежному ноябрю, царящему за окном. От медитативного дарк-фолка группа постепенно перешла к дарк-фолку вполне танцевальному и шаманскому — настолько, что зрители покинули места в зале и бросились в проходы танцевать.
Ноябрь в Казани выдался в 2018 году угрюмым и бесснежным. Не самая вдохновляющая погода на свете. Музыка в такие времена традиционно одно из самых эффективных средств спасения от той тоски, которую проще всего называть мрачным немецким словоь Sehnsucht. Культурный центр Московский предложил свой способ борьбы — концерт легендарных русских дарквейверов Theodor Bastard.
По прибытии на место было, конечно, несколько грустно наблюдать, что зрительный зал на треть пуст. И в этом точно не вина ни главных героев вечера. И не разогрева — выступавшая первыми инди-фолк-группа Juna приятно удивила тем, как органично на актуальный музыкальный контекст ложится татарский язык. Просто, видимо, не все находят в себе силы добраться почти до окраины города в такой холодный день. Ну или просто в Казани все еще не очень много серьезных поклонников такой музыки.
Так или иначе, концерту частичная заполненность зала не мешала. Даже скорее наоборот. Выйдя на сцену после разогрева и недолгой интродукции группа сразу взяла необходимый темп и настрой. Зрители погрузились куда-то в дебри глубокой музыкальной архаики. Причём, помогали этому как старые проверенные песни (вроде Ловли злых зверей), так и более актуальные — так, очень скоро после начала концерта прозвучала Кукушка с последнего номерного альбома (саундтреки не считаем) Ветви. Слушателей с самого начала захватила та стена звука, которой группа прошибает на своих концертах (и чем она отличается от студийных же записей). Публика очень скоро начала реагировать тепло — сначала просто аплодисментами.
На серьезное рубилово вряд ли рассчитывали — творчество Фёдора и Яны не то, чтобы ему противно, просто параллельно. Но и новые, и старые песни постепенно одерживали верх над стужей за стенами. Фёдор вспоминал прошлые визиты в Казань — особенно во времена, когда группа играла в закрывшемся ныне Маяковском. Яна объясняла тексты песен и сам смысл их сумрачной атмосферы. Так, старая колыбельная про серенького волчка, который ухватит за бочок, если лечь на краю, вдруг оказывается не просто мрачным и минорным номером, но полноценным заговором на отворот злых духов от ребенка, которому ее поют. Что и сказать — духов вокруг много и многие неблагостны.
И ближе к середине концерта начала чувствоваться перемена в настроении публики. Один за другим слушатели стали оставлять места и устремляться в проходы. Там люди будто в каком-то внутреннем трансе начинали танцевать, импровизируя, давая нарастающему шаманизму музыки захватить их. Были даже смельчаки, которые пробегали в этом танце от одного края зала к другому и даже забегали в проход между первым рядом и сценой. Никто особенно не возражал.
В этой тягучей, манящей атмосфере шаманизма концерт и подошёл к своему завершению. Музыканты не забыли ни Umbraya Erze, ни Будем жить, ни Oykoumene — ничего из того, что составляет золотой фонд их концертов. Хотя и не прозвучала Пустота — но это просто потому что много и других хороших песен. Не забыли и выйти на бис — причем, публика звала их с такой яростью, будто они играли дарк-метал, а не дарквейв. Порадовав зал напоследок, группа оставила зрителей с мощным чувством прошедшего насквозь мощного архаического опыта, выраженного в музыке.