Пожалуй, самый активный наш автор и фотограф -
Иван Балашов - окинул взглядом всю работу, что он проделал за 2014 год, и выбрал топ 10 лучших концертов (и фестов) года.
Невероятнейшая и разноплановая работа Алексиса Йонатоса – французского световика Cult Of Luna. Его визуальные чудеса окрасили трагично-монотонный саунд самих шведских музыкантов (к коим, собственно, также сложно предъявить какие-либо претензии) самыми яркими цветами и эффектами, что только могли видеть московские посетители подобных мероприятий. Ну а титанические десятиминутные эпики вроде Ghost Trail или Vicarious Redemption, в свою очередь, поспособствовали безжалостному выдавливанию из сознания и памяти фанатов Cult Of Luna всего дерьма, скопившегося там.
Концерт разудалого полуголого шотландского трио в жаркой майской Москве относится к таким событиям, что запоминаются надолго. Шедевральный материал с Opposites и Only Revolutions ничуть не терял в своей теплоте и трогательности от безумных скачек Саймона Нейла по сцене ГлавКлуба – с каждой новой композицией эти ребята заставляли всё больше и больше влюбляться в себя как только-только прибежавших с последнего звонка школьников, так и более взрослую аудиторию. И какого, спрашивается, чёрта Biffy Clyro до сих пор не добрались у нас до уровня стадионной группы?
Уникальный, по сути, опыт. Уже не капустник «экс-участников кого-то-там с непременным Тимом «Риппером» Оуэнсом на вокале», но ещё не полномасштабный фестиваль. Семь выступающих команд (пусть и с ротацией состава), исполняющих метал-музыку на любой вкус – от примитивного но неизменно качающего грува в исполнении отъевшегося Макса Кавалеры до соло-соло-соло-чуть-чуть попою в микрофон-соло-соло-соло за авторством Закка Уайлда. Сияющий колобок Удо, от души веселящийся Джоуи Белладонна, дредастый безумец Брайан Фейр и самая что ни на есть бой-баба Кобра Пейдж в сопровождении маститых инструменталистов – каждый коротенький сет из 4-5 песен получился просто офигительным.
Концерт полузабытой андерграундной альтернативной группы в крошечном клубе… Казалось бы, что тут может быть интересного? Ан нет, может. Особенно если в этой группе верховодит такой товарищ как Джаред Гомес. То, с какой выдумкой этот смуглый долговязый бразилец подаёт густой-прегустой стилевой коктейль музыки (hed) P.E., не может не вызывать симпатии и уважения к нему. Да, и такого потешного барабанщика как Травка, ещё поискать.
Кровища, вонища и огнища – как бы вы не относились к блэк-металу как таковому, хотя бы раз увидеть живое выступление Watain действительно стоит. То, что творилось в Volta тем мартовским вечером, пожалуй, оставляет позади лайвы таких признанных мастеров как Satyricon или Rotting Christ. Если в большинстве случаев все сопутствующие визуальные атрибуты воспринимаются именно как элементы шоу, то находясь на концерте шведов, тебя ни на минуту не покидает ощущение причастности к настоящей сатанинской мессе – тёмной, жуткой и завораживающе-омерзительной. И надо сказать, это чертовски круто!
Живой фестивальный сет The Prodigy. Нужны ещё какие-либо пояснения?
Sick Puppies представляли из себя образец того, как минимальными средствами (состав из трёх человек, не самый большой клуб, отсутствие каких-либо визуальных эффектов) можно сделать из концерта настоящее чудо. Обаятельнейший Шимон Мур, готовый заключить в свои крепкие объятья любого фаната и выдающий всё новые и новые изобретения в области взаимодействия с залом, холодно-грациозная Эмма Анзай с её крышесносящими слэпом и хэдбэнгингом… Как же, чёрт возьми, обидно, что их дороги разошлись… До слёз обидно. Но тем больше причин по-настоящему ценить тот апрельский вечер в компании этих австралийских ребят. Было здорово.
Когда Killswitch Engage покинули сцену Volta после исполнения завершающей их московское шоу My Curse, до весны (пусть и календарной) оставались считанные минуты. И по своему настроению этот концерт получился самым что ни на есть весенним – особенно в сравнении со скучноватым выступлением Bullet For My Valentine неделей позже. Мечтательно-лиричная, но вместе с тем брызжущая неукротимым драйвом музыка группы, сияющие улыбками до ушей бородатые лица Джесси, Майка, Джоэля и Джастина, и АДАМ матьегоналево ДУТКЕВИЧ! Наблюдая за ним воочию, догадываешься, почему он успел приложить свою мохнатую руку чуть ли не ко всем важным мелодик-металкор-группам США. Этому долговязому чудаку просто необходимо куда-то девать колоссальные объёмы энергии, вырабатываемой его безумным мозгом и не менее безумным телом. Бег трусцой по сцене, отжимания прямо во время исполнения очередной песни, бесконечный поток корявых, но уморительных шуток обо всём на свете – да откуда такие люди вообще берутся?
Park Live образца 2014 года выдался роскошным несмотря на обидную историю с Мэрилином Мэнсоном. И финал у этого фестиваля был под стать – Deftones показали Москве, на что они способны. А способны они ой как на многое. Феерический калейдоскоп сменяющих друг друга эмоций, Чино Морено, со своим непостижимым умением петь мимо нот так, чтобы это пробирало буквально до мурашек, басист-егоза Серхио Вега с его презабавными гримасами, жирно-воздушные, аки восьмипроцентный йогурт, гитарные риффы Стива Карпентера – и заскочивший по случаю на огонёк Брент Хайндс из Mastodon. Deftones неизменно великолепны.
У Hard Rock Fest’а была одна из самых невнятных пиар-компаний, что я когда-либо видел. Его организаторы умудрились растерять две трети изначально заявленных иностранных хэдлайнеров, почти сведя фестиваль к уровню этакой репетиции «Нашествия» (хотя должен признаться, Lumen, Korea и Stigmata выступили весьма бодро и зажигательно). Но вот за одну «маленькую» деталь я готов простить им все промахи. Орги довезли-таки до Москвы Mushroomhead – на всякий случай напомню, что группа не то что в России, в Европе не была уже добрых двенадцать лет. И теперь далеко не факт, что при упоминании девяти мужиков в масках в памяти у московских меломанов будет в первую очередь всплывать именно Slipknot. Ведь то, что творилось в Зелёном Театре и его окрестностях вечером 2-го мая, по праву может войти в историю российской концертной индустрии. Водяные барабаны, от лицезрения игры на которых самым натуральным образом отваливается челюсть. Общая продуманная до мелочей театрализованность сета – декорации, артисты и guest star в лице Джеки Лапонцы в роскошном белом платье (даже странно, что при всём этом так и не прозвучала Qwerty с недавней пластинки). Три разноплановых вокалиста с чётко распределёнными ролями в общей постановке. Расчудесный карлик, сопровождающий группу и раздающий налево и направо футболки, диски, винил и прочие сокровища. И, само собой, можете ли вы представить, чтобы Slipknot фотографировались и общались со всеми желающими перед своим концертом, а потом отправились кататься на скейтах по Парку Горького? Это умилительнейшее панибратство и становится последней ступенькой, возводящей Mushroomhead на вершину моего персонального и насквозь субъективного концертного топа за 2014 год.