«Выстрелив» в 2012 году с альбомом An Awesome Wave (получить премии Mercury Prize и Ivor Novello дорогого стоит) и продолжив релизом This Is All Yours 2014 года выпуска, британские инди-рокеры Alt-J прочно закрепились в своей нише. Спустя три года после выхода последнего лонгплея группа выпустила пластинку Relaxer. Помогла ли эта запись расслабиться – непонятно.
Сразу отмечу один весомый плюс полноформатника: тайминг в 39 минут позволяет «распробовать» новинку, но при этом не устать от неё. Этому способствует и длина треков, варьирующаяся от трёх до шести минут.
Alt-J - In Cold Blood
Лонгплей начинается с 3WW (Three Worn Words), в которой кантри перемешано с лаунжем и даунтемпо. Когда спустя полторы минуты вступает вокальная партия, ты сидишь в недоумении: кажется, будто слушаешь Bon Iver периода Blood Bank‘а.
Удивившись выбору лид-песни, переключаем следующий трек, который, хоть и отдаёт поп-музыкой, но идёт куда бодрее предшественника и воспринимается ближе к динамичной Breezeblocks. In Cold Blood сбалансирована (и максимально минималистична), она цепляет и въедается в память надолго. Вероятно, благодаря выверенному ритмическому рисунку.
Кавер на народную песню, перепетую всеми, кому не лень – House of Rising Sun – исполнен в минорном ключе. Группа делает ставку на интимную подачу, растянув без того неспешный формат баллады ещё на минуту и дописав самостоятельно куплет. Выигрышно ли это звучит? Спорно.
Затем Alt-J, видимо, решили попробовать себя в блюз-роке и даже пост-панке. Hit Me Like That Snare напомнила The Doors и The Velvet Underground: такой же намеренно «грязный» звук с несколькими наложенными поверх эффектами. Что это: реверанс в сторону легенд, стоящих у истоков рок-н-ролла, или попытка охватить как можно больше жанров в одной пластинке?
Deadcrush являет собой некое негласное продолжение In Cold Blood благодаря похожей монотонной тактовой структуре. Композиция на уровне ощущений кажется окутанной вуалью из густого тумана, что невероятно притягивает и заставляет мысленно возвращаться к ней. Под шестым номером стоит тягучая Adeline, от которой уже на первой минуте прослушивания успеваешь устать, однако торопиться не стоит: к третьей минуте песня нарастает и раскрывает всю мощь, превращаясь практически в хорал, завершающийся гулким эхом. К слову, в основу трека легла инструментальная композиция, написанная Хансом Циммером для фильма «Тонкая красная линия».
В Last Year же у ребят заготовлен чуть ли не hidden track: после 3:10 мужской размеренный вокал уступает место женскому с придыханием. О чём щебечет эта мисс на записи – совершенно неважно: можно просто без лишних слов слушать эти русалочьи песнопения.
В концовке группа выдала, что называется, «всего, да побольше»: это и щипковые, и клавишно-духовые, и духовые. Размашисто, широкими мазками и ни в чём себе не отказывая, британцы поставили жирную и уверенную точку в «Relaxer».
Фото - Мария Поспелова
Напоследок, вопрос: с какой целью популярная уже группа, решила пройтись по нескольким жанрам, не удержавшись в рамках инди-рока или инди-фолка? Стоили ли эти метания конечного результата? Эклектика как концепт или как непреднамеренный итог – неясно. Микс из различных стилей сделал альбом, скорее, сборником, но никак не единым лонгплеем.