Проект Avantasia создан вокалистом группы Edguy Тобиасом Замметом в 1999 году. Заммету не просто удалось привлечь лучших представителей европейского металла. Он создал жанр метал-оперы, в котором полноценно реализовала себя симфоническая тяжелая музыка.
Первый альбом группы, состоящий из двух частей, «The Metal Opera» (2001 – 2002), представляет цельную историю с классическим фэнтезийным сюжетом. Герой храбро спасает возлюбленную и заодно захватывает парочку королевств, побеждая там вселенское зло. Опера не стала прорывом в пауэр-метале. Она объединила лучшее, что было создано в этом жанре. А главным, конечно, стало участие музыкантов типа Михаэля Киске (Helloween), Шарон ден Адель (Within Temptation), Кая Хансена (Gamma Ray) и Тимо Толкки (Stratovarius).
Фото - Сергей Плотников
За 17 лет Avantasia помимо оперы выпустила трилогию «The Wicked Trilogy» (2008 – 2010) и альбом «The Mystery of Time» (2013). В этом году вышло продолжение «Тайны времени» — «Ghostlights». Возможно, последний альбом проекта Заммета:
Не могу сказать точно, но я думаю, что новый альбом у Avantasia не выйдет в ближайшие пять лет. Планов на будущее этого проекта у меня нет.
В дилогии «The Mystery of Time» — «Ghostlights» Заммет окончательно уходит от фэнтезийных сюжетов к философские темы. Формальный сюжет заявлен – это путешествие ученого Аарона по викторианской Англии «в поисках времени, бога и истины». Звучит размыто. По сути, сюжета вообще нет.
Рассказывая о настроении релиза, Заммет отмечает: «Это позитивная музыка. Она пугает, но в основе её, как всегда у Avantasia, — сказка».
Не верьте ему. На Ghostlights нет ни одной позитивной песни. Целостность альбома сформировали две темы, которые, так или иначе, присутствуют в каждом треке: безумием и потерей веры. Не очень оптимистично, правда?
Путешествие есть, но это скорее путешествие внутри героя, его рефлексия, которая выражается в общении с собственными пороками и соблазнами (Seduction of Decay). Продираясь сквозь ночные кошмары (The Haunting, Ghostlights), Аарон думает, что движется к очищению и несет свет во тьму. Но эта тьма давно поглотила его, обрушившись, как буря (Let the Storm Descend upon You):
Shine your light into the darkness
And let the storm descend upon you
Then I will make you mine
Герой осознает свое безумие и пытается избавиться от него, ищет свет. Но высшая сила, к которой он обращается, дарит безжалостную любовь. Она требует жертвенности и раскаяния, но не способна исцелять (Draconian Love). Партию бога-часовщика блестяще исполняет Марко Хиетала из Nightwish. Его любовь только отвращает, и Аарон бежит (Master of the Pendulum):
I feel your breath in my neck
I feel you behind my back
And as I’m turning around
There’s just this frightening sound
Дальше – путь в бездну. Аарон понимает, что «играть по правилам» нельзя (If you’re playing by the rules \ You’ll be a trophy on a shelf), и обращается к сатане, с которым они объединяются в счастливом дуэте (Babylon Vampyres, Lucifer).
Фото - Сергей Плотников
Конец истории смазан. Так и не понятно, упивается ли герой своими пороками или обращение к темной стороне – очередное заблуждение в его жизни. Заммет оставляет финал открытым, но не жизнеутверждающим. Если «Ghostlights» – это сказка, то точно не для детей.
Музыка сохраняет симфонический пафос, успешно развитый в предшествующей трилогии «The Wicked». Добавляется готика, которая, конечно, никак не противоречит симфоник-металу, а органично с ним сочетается. Музыкальная мрачность этого альбома соответствует его смысловой наполненности.
«Ghostlights» своим существованием доказывает, что power-metal – это не только веселые истории про рыцарей, принцесс и драконов. Тексты здесь — не шаблонное дополнение к мелодичному звучанию. Альбом погружает нас в самую порочную сущность человека, показывает путь его духовного разложения, развенчивает идею религиозного успокоения.