Спустя 8 лет после релиза The Magic Whip группа вернулась с новым альбомом, в какой-то степени подводящим итог многолетнего творчества Blur. The Ballad of Darren — это действительно своеобразный сборник баллад, объединенных настроением ностальгии и лёгкой фрустрации. Но не стоит сразу вешать ярлык “стариковских воспоминаний о былой карьере”. Blur не пытаются запрыгнуть в последний вагон давно ушедшего поезда брит-попа и превзойти Parklife или The Great Escape так же, как не пытаются сыграть на одной ностальгии слушателя из 90-х. Новый альбом коллектива не столько ретроспекция, сколько саморефлексия, мысли не только о прошлом, но и будущем группы и музыки в целом.

Открывающий трек The Ballad сразу задаёт меланхоличное настроение всему релизу. С изящным спокойствием Дэймон Албарн поёт о невозможности вернуться назад и исправить ошибки. Наполненная сожалением и тоской по ушедшему баллада всё-таки даёт надежду. Былой цинизм с высокомерным взглядом на “modern life” давно ушёл. Спустя все эти годы Албарн поёт, что всё так или иначе наладиться и боль уйдёт, и он действительно заставляет в это поверить.

Резко сменяет настроение альбома St. Charles Square, врывающаяся с бунтарским и ставшим уже родным “Oi!” Визжащая гитара Грэма Коксона с поразительной точностью передаёт атмосферу “подвала с решётками на окнах”. И снова Дэймон Албарн играет с настроениями слушателя, резко сменяя подземную сырость на свежесть солнечного дня. По крайней мере именно такая ассоциация приходит на ум при первом прослушивании Barbaric. Под приятные гитарные риффы, сливающиеся с мелодичным голосом Албарна, вокалист Blur подводит итог разрушившимся отношениям, в которых вместо поджигания фитиля и ожидания взрыва, партнёры “подливали масло в костёр отречения”.

В меланхолию возвращает Russian Strings. Достаточно объёмная в плане смысловых пластов, она вроде как обращает внимание на значимость многолетней дружбы музыкантов и подчёркивает, что “все мы связаны”, но вроде как и про политику в ней поётся, в общем выбирайте, что вам ближе. Мотив холодной отчуждённости от внешнего мира описывает состояние каждого человека, потерянного в современном обилии информации и формального общения. Особенно на альбоме выделяется The Narcissist, уже заслушанная фанатами до релиза альбома. Достаточно динамичная в отличие от большинства композиций пластинки, она стала идеальным синглом. Размеренная игра Джеймса на басу, успокаивающая гитара Коксона и ломающийся в моментах голос Албарна – вот оно вроде как старое, но всё-таки другое, «повзрослевшее» звучание Blur.

Несмотря на калейдоскопическую феерию настроений треки на альбоме сочетаются как нельзя гармонично. В целом можно сказать, что все они, какими бы эмоциональным оттенками не отличались, тонут в бездонной фрустрации зрелых музыкантов. Размышления Дэймона Албарна, вне зависимости от темы, наполнены горечью, и при прослушивании альбома невозможно избавиться от ощущения сожаления и скорби по прошлому. Blur дают разве что одну передышку в экскурсии по галерее не особо весёлых воспоминаний – St. Charles Square. Наполненная бунтарским духом брит-попа 90-х она сразу цепляет и автоматически ставится на репит.

Blur могли бы, как многие группы, имеющие статус «легендарных музыкантов прошлого», выпускать альбомы с одинаковой тематикой и не меняющимися из работы в работу риффами, пожинать плоды былой славы и ездить в туры ради того, чтобы исполнять старые хиты. Но они никогда не переставали экспериментировать. Приятно радует, что Дэймона Албарн, несмотря на увлеченность в последние годы сайдовыми проектами (Gorillaz; The Good, The Bad and The Queen; сольная карьера), действительно вложился в новый альбом Blur. The Ballad of Darren кажется сугубо личной работой, но проникнуться ей может каждый. Особое место на пластинке занимает тема одиночества, изоляции, отстранения от мира. Она непосредственно связана как с непростыми отношениями участников группы, так и внутренним ощущением опустошенности. Албарн часто размышляет об одиночестве в своей музыке, особенно это выражено на его сольных работах, где такая изоляция от людей приобретает «ощутимый» характер: акустические гитары, равномерные биты и эхом раздающийся голос Дэймона – композиции максимально наглядно передают состояние лирического героя. В работе с Blur же эта концепция одиночества подвергается особому влиянию Коксона, что заметно оживляет треки, нейтрализуя болезненное самобичевание в пустой комнате.



Фото - Go.zvuk 

Несмотря на такой пессимизм, альбом ни в коем случае не обезнадёжививает, а наоборот, внушает, что «спокойные дни придут» и всё обязательно нормализуется. К концу пластинки уходит нервозность и паническая тревожность — Албарн намекает, хотя нет, отбрасывая привычную витиеватость с многочисленными подсмыслами, прямо говорит, что всё будет хорошо. Ну и кто мы такие, чтобы ему не верить.