В марте 2017 года группа Чайф презентовала восемнадцатый студийный альбом «Теория струн». Чайфы вообще любят поразвлечься каверами: были у них и «Симпатии», и «Свой/Чужой», и многие песни из этих сборников превзошли оригиналы по удачности исполнения и популярности. Но «Теория струн» – альбом особенный: коллектив включил в него каверы на самих себя.
Оркестровое исполнение отечественными рок-н-ролльщиками собственных хитов уже несколько лет не выходит из моды: так выступали и БИ-2, и Ночные снайперы, и Louna. Заинтересовались этим веянием и музыканты группы Чайф, и у них это вышло аккуратно и гармонично. Симфоническим звуком Чайфы порадовали публику еще в 2016 году, на ежегодном февральском концерте «Зимняя акустика», в программу которого вошли самые известные песни. В июле коллектив повторил свой эксперимент на «Нашествии» – надо сказать, довольно удачно.
Фото - Иван Балашов
На программе концерта и основан материал «Теории струн»: все песни в сборнике представлены в симфонической аранжировке, и их характер изменился на более лиричный, соответствующий ностальгическому настроению «Зимней акустики».
Последний релиз Чайфов сложно назвать альбомом – это сборник без какого-либо сюжета или последовательности, набор узнаваемых песен из разных альбомов разных времен. Впрочем, стройность «Теории струн» все же достигается единством подачи и общим для всех песен симфоническим звуком. Хиты слушаются на одном дыхании, в какой последовательности ты их ни играй.
В выборе треков все же прослеживается определенная логика. Это не те песни, которые принято однозначно называть визитными карточками группы – они скорее известны чуть более осведомленной аудитории. Большинство из них звучат как обращение не то к безымянному собеседнику, не то к публике, будто музыканты пришли к слушателю прямо на кухню, чтобы переброситься с ним парой слов. Многие композиции – Мой блюз, Время не ждет, Ковбои, Всему свое время – исключительно рефлексивны и наполнены размышлениями о жизни и творчестве. Тема семьи и любви как одна из ключевых для творчества Чайф также заняла серьезную часть альбома: Кто-то хитрый, Поплачь о нем, Завяжи мне глаза и, конечно, бессмертная 17 лет.
Никаких рок-н-ролла, буги-вуги и рыжих касок – в этот раз Оранжевое настроение, Хей-хей и Не дай мне повод остались за бортом. Четверо парней и Дуля с маком – единственные задорные, «оранжевые» чайфовские песни в сборнике, и то последняя выглядит как чистой воды эксперимент, поставленный в конец пластинки в качестве шутки, которую можно послушать, а можно и выключить.
О том, каково звучание симфонического оркестра, известно каждому. Здесь стоит лишь добавить, что в пластинке Чайфов, в отличие от записей других музыкантов, нет ни единого резкого звука, ни одного пронзительного скрипичного соло – что, впрочем, было бы странно для коллектива; зато не теряется в симфонии звучание акустической гитары. Также звучит и вокал Владимира Шахрина: в новой работе он практически не поет с надрывом в стиле Никто не услышит и все чаще спускается в нижний регистр. Будь то авторское решение или необходимость, но треки от этого не проигрывают, наоборот – кавер все больше похож на кавер.
Лирика и мелодичность вообще стали характерны для коллектива в последние несколько лет, и ничего необычного для немолодых музыкантов в этом нет. Такому настроению соответствуют и их работы для трибьюта Илье Кормильцеву, и единственная новая в «Теории струн» песня – Чей чай горячей. Но задумавшиеся, погрустневшие Чайфы не потеряли главного – бесконечного позитива, жизнеутверждающего настроя и теплоты, за которые их любит не одно поколение слушателей.