Depeche Mode в представлениях не нуждаются. Мало кто может одновременно являться и легендой электронной музыки, и общепризнанным авторитетом в мире рока. А Depeche Mode могут. Именно поэтому их новый альбом под названием Spirit стал одной из самых ожидаемых новинок этого года. Ну что ж, дождались, послушали. И вот что написалось.
Революции не будет
Вспомнился старый анекдот. К юбилею Октябрьской революции изготовили специальные часы с кукушкой – каждый час вместо кукушки выезжает Ленин на броневичке, простирает вперёд руку и говорит: «Товагищи! Габочая и кгестьянская геволюция, о необходимости котогой все вгемя говогили большевики… Ку-ку!» Похожие ассоциации у меня вызвал Дэйв Гаан, настойчиво вопрошающий в одном из главных треков альбома: «Where’s the revolution?». А всё, ребята, проехали. Вот Music for the Masses, где электронная музыка щедро сдобрена гитарными партиями, это революция. Хитовый от и до Violator – революция. Songs of Faith and Devotion – архиреволюционнейший альбом. Дальше было разное – получше, похуже… А Spirit, даже несмотря на украсившее обложку символическое изображение народных масс с флажками, это… 14-й студийный альбом Depeche Mode. И уже этим он ценен.
Не хватило порыва, не хватило, быть может, вдохновения. У меня сложилось впечатление, которое я никому не навязываю, что альбом получился довольно плоским и поверхностным. Не в плане звука, а в том, что касается идей. Будто бы появлялся какой-то интересный мелодический ход или какая-то ритмическая конструкция, а потом из неё разматывали, распутывали песню. Да простят мне поклонники Depeche Mode такое сравнение: как в попсе, где хиты строятся как раз на узнаваемом припеве и уж точно не являются россыпью удивительных музыкальных открытий.
Впрочем, альбом Spirit никак нельзя назвать попсовым, и это прекрасно. Музыка поздних «депешей» вообще гораздо менее коммерческая, чем в период их расцвета. Но и просто хитовым его не назовёшь. На статус главной ударной и пробивной песни претендует Where’s the Revolution, но и она, по-своему неплохая, на суперхит не тянет. Правда, вкупе со стартовым треком Going Backwards она ещё оставляла надежду на то, что альбом будет звучать свежо и энергично и нести в себе тот самый spirit, давший пластинке имя. Но на деле всё довольно быстро скатилось в самое настоящее болото. Песни были разными и по замыслу, и по звучанию, но оставляли примерно одинаковое впечатление: казалось, что музыканты очень устали и хотят спать.
Ситуацию немного выправило то, что раньше называлось «стороной В». Прежде всего, на второй половине пластинки я отметил бы приблюзованную Poison Heart и идущую за ней So Much Love, которая соединила в себе энергию и дух старых «депешей» и своеобразное звучание поздних. В финальном треке драматично пел Мартин Гор (также он солировал в песне Eternal). Любопытно, что композиция получила название Fail. Не хотелось бы делать из него итог всему вышесказанному. Наверняка у медленного и депрессивного варианта Depeche Mode есть свои поклонники, им-то альбом даже может прийтись по вкусу.
А революционеры из них так себе.