Полноформатный альбом петербургской группы Dominia «Stabat Mater» заслуживает внимания – восемь треков стали итогом кропотливого труда петербургского коллектива с двадцатилетней историей. Но долгий путь в этом случае отнюдь не означает отсутствие свежих идей. Для тех, кто ищет в музыке гармонию, мелодичность и осмысленную лирику, альбом «Stabat Mater» станет интересным открытием.
Группа Dominia появилась в конце 1990-х под впечатлением от работ My Dying Bride. Петербургские музыканты быстро нашли индивидуальный стиль, но не забыли о корнях. Любовь к кумирам юности Dominia выражают каверами, поклонники находят удачным их взгляд на My Wine in Silence.
Dominia не раз записывались в Финляндии под руководством опытных звукорежиссеров, но на этот раз решили сделать альбом своими силами. Отчасти поэтому путь к результату оказался небыстрым – над «Stabat Mater» группа работала три года. Музыканты освоили навыки звукорежиссуры не только ради экономии средств. Знания пригодятся в работе над следующими релизами, а донести до слушателя идею легче, когда на каждом этапе оттачиваешь материал сам.
С момента выхода «Theophania», предыдущего альбома Dominia, в составе команды произошли изменения, которые отразились на звучании коллектива. В группу пришли ударник Павел Мосин и гитарист Антон Рыжёв. Dominia считают «Stabat Mater» новым этапом развития.
Встречает слушателя композиция на девять минут Letter to Olga. Мелодия с многократной сменой ритма приковывает к себе внимание, уносит мысли вдаль вихрем скорбного, медленного вальса. Скрипка подчеркивает, что, несмотря на грусть, в этой песне есть красота и сила чувства.
Особое внимание уделим трекам Attack of the Dead 1915, Kepler-452 и Poison. Attack of the Dead 1915 – рассказ о военном подвиге русских солдат времен Первой мировой войны. Правдивая, горькая и героическая история о воинах, которые пошли в неравный бой, погибая от примененного врагом химического оружия, рассказана без наигранной бравурности. Мелодия передает чувство уверенности, отваги, бесстрашия. Повествование уходит от привычной схемы куплет-припев-куплет. Быстрая мелодия и спокойный вокал создают интересный контраст.
Если обратить внимание на тематику остальных песен на «Stabat Mater», то Kepler-452 выглядит, словно пришелец из космоса. Так оно и есть, это название недавно открытой астрономами планеты, которую уже прозвали «близнецом Земли». Но Dominia предлагают взглянуть на это не с точки зрения торжества науки и технологий. Человечество находит новую планету, потому что из Земли выжаты соки, люди превратили мир в свалку отходов и теперь ищут путь к отступлению. Яростная мелодия и отчаянная партия ударных подчеркивают абсурдность ситуации.
Песня Poison поначалу кажется легкой, бесхитростной, но она имеет над вами гораздо больше власти, чем кажется. Это красивая композиция, в ней мелодия, развитие музыкальной темы похожи на сладкий поток яда, уносящего скорбь и дарящего забвение. Скрипка ласкает слух, к этой песне хочется возвращаться снова и снова. Хотя герой Poison признает бессилие перед трудностями и желает сбежать от проблем, в этой песне есть свет и надежда.
В музыке Dominia есть красота, которой не хватает в обычной жизни. Есть загадочность. Эти песни дают те эмоции и переживания, за которыми люди обращаются к искусству. В творчестве Dominia говорит искренность и честность.
Скрипка ведет композицию, рисует мелодию и вплетается как один из основных, неотъемлемых инструментов, а не как дополнительное украшение. Особенно красивые партии скрипки получились в песнях The First and the Last Prayer, The Boy and the Priest, Poison. Гитарные партии звучат свежо и небанально. Вокал выразительный, эмоциональный и яркий, приятно, что слова в песнях можно разобрать – раз слова не проглатываются, их значение не умаляется. Музыканты признались, что их не устроило звучание вокала на предыдущем альбоме «Theophania», поэтому сейчас записи вокальных партий уделили особое внимание.
Общее настроение альбома настолько задумчивое, тяжелое и мрачное, что не стоит погружаться в него с головой. Через призму Dominia все выглядит бесконечно прекрасным и настолько же печальным. Умение художественно, но без прикрас рассказать о неудобном и скорбном дорогого стоит. «Stabat Mater» – книга, которую, прочитав раз, вы под настроение берете с полки и листаете, перечитывая любимую главу.
В плане лирики песни на «Stabat Mater» представляют собой большие истории с завязкой, кульминацией и развязкой. Например, вот начало The Boy and the Priest: «Young boy lost his parents in an accident / They were laying dead on bloody sand». Чересчур много конкретики и слишком мало простора для фантазии.
Никто не говорит, что переход от частного к общему – это плохо. Но лирика может быть удачной, даже если она создает образ, настроение, в таком случае каждый под одними и теми же словами поймет что-то свое, увидит в них собственный смысл. Песня Poison вышла именно такой – стремление уйти от боли и проблем в дурман не требует многих пояснений, каждый наверняка сталкивался с таким ощущением. С другой стороны, проработанная лирика вызывает уважение на фоне многочисленных рок-песен, текст которых состоит из повторяющихся восьми строчек.
Зато и название релиза, и обложку можно трактовать в зависимости от того, что в них хочется видеть именно вам. Иллюстрация на обложке – символ веры, который то ли пытаются осквернить, то ли ищут в нем спасения. А Stabat Mater, «стояла мать скорбящая», воспринимается и как отсылка к религиозным песнопениям, и как стандарт в искусстве, к этому образу обращались композиторы.
Любое произведение можно воспринимать всерьез, а можно видеть в нем лишь искусство ради искусства. Каждый найдет что-то свое в предложенных Dominia образах и музыкальных фразах.