Проект Gorillaz – явление уникальное. Настоящий поп-феномен. 20 лет прошло с момента, когда лидеру Blur Деймону Албарну и его другу художнику Джейми Хьюлетту пришло в голову создать анимационную группу, а 2-D, Мердок Никкалс, Рассел Хобс и, конечно, крошка Нудл по-прежнему взрывают чарты. Шумиха вокруг последнего альбома Humanz – тому подтверждение. Презентация сразу четырех новых клипов, легко собравших несколько миллионов просмотров за 48 часов, первое живое интервью 2-D и Мердока каналу ВВС, планы снимать сериал о Gorillaz – вот что волновало музыкальную общественность этой весной.
По-другому быть не могло. Сама специфика и статус проекта таковы, что без помпы не обойтись. Тем более, когда дело касается камбэка. Gorillaz молчали семь лет. Албарн в перерывах между записями альбома Blur и сольника периодически потчевал прессу новостями то о конце своего сайд-проекта, то о его возрождении.
Ожидания от любого альбома Gorillaz всегда завышенные — уж больно хорош был прорывной одноименный дебют 2001 года. Эти ожидания каждая работа с лихвой окупала, не скатываясь в самоповторы и конвейерный метод производства. Humanz не стал исключением. Это еще один отличный альбом, не похожий на прежние релизы. Впрочем, основополагающий принцип не изменился — футуристический электронный саунд, врезающиеся в память припевы, звездные гости. На Humanz таким гостем выступила несравненная дискодива Грейс Джонс (размеренный номер Charger), ну а присутствие хип-хоп-ветеранов De La Soul (Momentz) уже стало традицией. Остальные guest stars – неизвестные молодые исполнители, преимущественно рэперы. Что, конечно, совсем не новость. Хип-хопа на каждом альбоме «Горилл» предостаточно, но Humanz в этом отношении, пожалуй, самый насыщенный. А в иных треках, например Ascension или Let Me Out, скорее подумаешь на Кендрика Ламара или Asap Rocky, нежели на Gorillaz. Только когда начинаются фирменные подпевки Албарна, все становится на свои места.
Современный звук, в котором нет ни намека на брит-поповое прошлое Дэймона, и меланхоличное настроение – вот главное отличие Humanz. Развеселых хитов, вроде Clint Eastwood, Stylo, Dare, Fell Good Inc. на альбоме всего один-два: Strobelite и We Got The Power. Тон задают другие вещи, среди которых выделяется хрупкая баллада Busted and Blue, а She’s My Collar — настоящая жемчужина.
По духу и звуку альбом является логичным продолжением недавнего сольника Албарна Everyday Robots, примитивного, медитативного и удивительно современного. Хотя примитивным Humanz никак не назовешь: тут отличный многослойный бит, сложная структура, интересные аранжировки. А вот настроение совсем не веселое. Будто четверо мультяшек повзрослели, и у них наступил кризис среднего возраста. Даже вечно юная Нудл, глядящая с обложки диска поверх очков, скорее выглядит как Йоко Оно, чем как десятилетняя девочка. И все же, при всем многогранном таланте Деймона Албарна, который очередной раз подтвердил репутацию самого неугомонного поп-инноватора, думается, ему не помешает немного взбодриться, вернуться к практике сотрудничества с приглашенными крутыми продюсерами, как это было на первых двух альбомах.