Который уже это по счету трибьют «Кино»? Только из официально выходивших — кажется, третий. После «КиноПроб» и рэп-трибьюта долго никто специально за Цоя не брался. Хотя кто только и по каким только поводам его не пел. Иногда выходило прекрасно — как у той же Земфиры. Иногда — чудовищно. Я не могу не вспомнить в этом разговоре омерзительную традицию наших попсовых певиц, начатую Ольгой Кормухиной — орать Кукушку, как будто это песня для парадов «ополчений» и всяких «народных республик», что совершенно противоречит изначальному настроению песни. В любом случае, Цой остается именем, которое приковывает к себе внимание. Эти песни продолжают петься как поколениями полубродяг по подъездам и переходам, так и музыкатами со сцены. И я не вижу на горизонте причин, по которым это должно прекратиться.
Вышедший в этом году сборник «Мы вышли из Кино», родившийся благодаря Медузе — не первый трибьют-подвиг этой команды. Когда-то, ещё во времена Ленты, они выносили на своих плечах титанический трибьют Аквариума к его 40-летию. Но в целом на этом сходство и заканчивается. Потому что концепция киношного трибьюта совершенно иная.
Во-первых, тут не будет знаменитостей. Ну, почти. Тут есть Найк Борзов и Сансара, Noize MC и Антон Севидов. Но все равно большинству далеко до звездного статуса таких участников трибьюта БГ как Гарик Сукачёв, Сплин или Андрей Князев. Зато есть масса отличных групп пресловутого «второго эшелона» нашего рока. Петля пристрастия и Громыка, Карелия и Краснознаменная дивизия имени моей бабушки определенно заслуживают куда большей славы, чем у них есть сейчас. И этот трибьют для них — отличный повод быть услышанными. Ну а команду Медузы можно только похвалить за хороший вкус в отборе музыкантов.
Во-вторых, тут очень мало позднего Цоя. Тех самых манифестов нашей революции 1985-1993 годов вы не услышите, зато времена 1983-1986 года представлены во всей красе неизвестных широким массам песен. Но это помогает открыть нового Цоя. Как видим, музыканты оказались к нему куда как более чутки.
Некоторым песням повезло даже прозвучать на альбоме больше одного раза, и это позволяет сравнивать их между собой. Не вдаваясь в особенные подробности, выделю для себя следующий топ-10:
Весь этот набор особенно хорошо вписался в нынешнюю музыкальную парадигму возрождения «музыки 80-х». Причём, это не акты некромантии «Ретро ФМ», созданные для ностальгии по дракам девчонок на дискотеках. Это именно творческая работа по реанимации музыкального нерва того, что бросила эта эпоха на весы, уходя.
Это новая волна Talking Heads и The Cure, новой романтики Duran Duran и Culture Club. Спустя тридцать лет эта музыка все так же способствует тому, чтобы чувствовать романтику молодости, красоту прибрежного морского пейзажа и радость от раннего летнего рассвета. И хотя лучшей я считаю именно кавер на позднее Кино (больно уж попала Карелия в настроение бодрого, ударного Места для шага вперед), основная сокровищница тут именно в песнях с Это не любовь, Ночи и Начальника Камчатки. Так что если целью трибьюта было не только почтить память Цоя, но и напомнить слушателям, знакомых лишь с Группой крови и Кукушкой, что Цой намного шире, богаче и музыкально разнообразнее, то эта задача выполнена блестяще.