За десятилетие, прошедшее со дня смерти Ильи Кормильцева, он постепенно превращается в легенду. Все меньше верится, что этот яростный, бескомпромиссный человек когда-то ходил среди нас, писал стихи, издавал книги. Возможно, просто время такого титана прошло, а на смену ему пришёл откровенный человеческий биомусор, который прославляет все то, что Илья ненавидел.
Но, как видно, память все-таки иногда сильнее. И те же песни Наутилуса до сих пор, не стесняясь, распевает вся страна — а значит, человек все-таки был. И на 10 лет памяти нашлось достаточное число инициативных людей, которые подготовили полноценный трибьют, да к тому же едва ли не самый масштабный в отечественной истории.
Это даже для Ильи далеко не первый трибьют — были и «Отчёт» на десятилетие Наутилуса, и «Нау Бум» на двадцатипятилетие. Но даже они по масштабу оказываются несравнимы. Как и по уникальности замысла. Ведь в этом трибьюте песен «Нау» как раз минимум — всего 7 треков из 25, и, как ни странно, никакую из них нельзя назвать главной удачей диска. Да, Бриллиантовые дороги очень органично звучат в исполнении Глеба Самойлова, а старая, еще с «Отчёта» аквариумовская Я хочу быть с тобой постоянно спорит с оригиналом за народную любовь. Но вот ни Смысловые галлюцинации, ни Инкогнито удивить не смогли. Даже наоборот, у последних вышло как-то уж слишком похоже на Пикник (и ладно бы дело было только в родстве двух Шклярских). Одинокая птица в исполнении, внезапно, Тани Булановой, тоже воспринимается скорее ровно. В общем, главные треки на трибьюте — не эти.
Значительная часть музыкантов, к их чести, взялись за архивные тексты, и в этом чувствуется большая попытка уважения к памяти Ильи как поэта. Хотя нельзя не признать — когда Александр Пантыкин или Вячеслав Бутусов в свое время выбирали вполне конкретные стихи, это было не просто так. Тогда действительно была разобрана большая часть материала с самым большим потенциалом. И потому хороший вопрос теперь состоит в том, кто сможет органичнее соединить текст с музыкой.
Среди лучше всех справившихся со своей работой нельзя не отметить таких грандов как Пикник и Танцы Минус, которые выбрали для себя самые подходящие тексты и создали песни, которые могли бы стать хитами их концертов. По живому режут Lumen в За то, чего нет и Линда с вдовой Ильи Олесей Маньковской в Камере пыток (самая личная и пронзительная вещь на альбоме). Злой текст Дезертира очень здорово решён группой Последний пионер — как и положено антивоенному боевику. Но самая большая и яркая удача — Птица на подоконнике от Би-2. Одно из самых сложных для пения стихотворений Ильи тут решено замысловатой мелодией и цитатой из Наутилуса в исполнении самого Могилевского.
Остальные участники радуют не так сильно, звуча вполне мейнстримно и однообразно, но скукой я бы это не назвал — старательная ремесленная работа хороших, просто не гениальных коллективов.
Этот релиз был одним из самых ожидаемых трибьютов на моей памяти и одной из главных новинок этого года. Ожидания себя оправдали, и альбом порадовал хорошими хитами.