Его ждали очень долго. Целых 8 лет прошло с момента выхода Death Magnetic – предыдущего студийного альбома Metallica. За это время с группой произошло много позитивного (введение в Зал славы рок-н-ролла, выход фильма Through the Never, концерт в Антарктиде), сомнительного (коллаборация с Лу Ридом) и комичного. История о том, как Кирк Хэммет потерял смартфон с риффами для нового альбома породила массу шуток, удачных и не очень. У многих металхэдов ещё до выхода нового релиза сложилось твёрдое мнение о нём: одни решили, что ничего хорошего всё равно не получится, другие – что теперь-то Metallica точно задаст жару и покажет себя во всей красе! Впрочем, теперь, когда у нас появилась возможность послушать пластинку целиком, абстрагируемся от досужих суждений и постараемся составить собственное мнение.
За 8 лет материала накопилось столько, что альбом получился двойным. Несколько песен Metallica успела представить в виде синглов, но автор этих строк специально не стал их слушать, дабы альбом предстал перед ним абсолютно новым и незнакомым.
Открывает его композиция Hardwired. Этот трёхминутный трэш-металлический боевик – типичная «открывашка» для альбомов Metallica. По первым впечатлениям это гитарно-ударное неистовство очень похоже на Death Magnetic, только куда более качественно записанный. Следующий трек носит название Atlas, Rise!, и это последний из трёх синглов, с которым Джеймс, Ларс, Кирк и Роб успели познакомить публику. Он звучит гораздо более интересно. Пожалуй, эта песня содержит всё необходимое для того, чтобы стать хитом: нетривиальный ритмический рисунок, запоминающуюся мелодию и отличные соло от Хэммета.
А вот следующая вещь, среднетемповый боевик под названием Now That We’re Dead, получилась типичных «проходняком» и запоминается разве что гениальной рифмой together-forever. Но уже в идущей следом Moth Into Flame группа сполна реабилитировалась. Особенно порадовал Хэтфилд: его вокальная партия в припеве – едва ли не самый запоминающийся эпизод альбома. Вообще старина Джеймс совершенно не стал хуже петь. Не в последнюю очередь благодаря регулярным вокальным занятиям и разнообразным упражнениям, за которые он взялся лишь во время работы над Death Magnetic. Более того, местами поздний Джеймс даже превосходит себя раннего.
В песне Dream No More, на мой взгляд, музыкантам удалось сделать то, чего они не смогли добиться в Now That We’re Dead. Темп был занижен до того тягуче-вязкого состояния, когда каждый рифф, каждая нота становятся ценными сами по себе. Результат появился весьма убедительным и угрожающим. Некоторые критики уже успели усмотреть здесь влияние Black Sabbath (тоже мне, открыли Америку), мне же эта вещь напомнила старинную The God That Failed с «Чёрного альбома». …А завершала первую часть эпического релиза 8-минутная композиция Halo on Fire. Легковесные куплеты в духе незабвенных Load/Reload в ней сочетаются с классическими хэви-риффами в припеве. И всё бы ничего, но слишком уж затянутой получилась песня. Для 8 минут звучания интересных решений в ней слишком мало.
Итак, перевели дух, налили себе чай/кофе/пиво и приступили к знакомству со второй частью альбома. Послушали, подумали и решили переслушать её ещё раз. После призадумались. Второй диск явно проигрывает первому. Сильнее прочих автору рецензии запомнилась композиция ManUNkind – единственная, в создании которой, помимо Хэтфилда и Ульриха, принимал участие и Роб Трухильо. И не потому что она получилась какой-то выдающейся, а сыгранное на чистом звуке вступление порвало все шаблоны… Нет, просто песни со второго диска как на подбор вышли незапоминающимися. Ситуацию не спасли ни маршевые ритмы Confusion, ни полубалладная Murder One, ни взрывной трэш-метал заключительной композиции Split Out the Bone. Она напомнила мне стартовую вещь Hardwired, хоть и длится в два раза больше, а сама музыка в ней поизобретательнее… Выключили, выдохнули.
Очень заметно, что, работая над Hardwired… To Self-Destruct, участники Metallica очень хотели порадовать нас чем-то старым-добрым. Конечно, те, кто наивно ждёт нового Master of Puppets или Black Album, могут ждать и дальше – ничего подобного не предвидится и не может предвидеться в принципе. Но пока я слушал новинку, время от времени возникала мысль: а это похоже на «Чёрный альбом», это на Load/Reload, это ещё на что-то… От ностальгических мотивов не уйдёшь. Конечно, кто-нибудь вспомнит, что и Death Magnetic музыканты «метлы» задумывали как дань старому-доброму трэшу. Но в результате получилось не до конца осмысленное нагромождение риффов, к тому же довольно погано звучащее. Hardwired… To Self-Destruct стал попыткой № 2. Попыткой более основательной и взвешенной. Тяжёлые боевики, наконец, стали узнаваемыми, а от воскрешения баллад в духе The Unforgiven на этот раз решили отказаться. Сложно спорить с тем, что лучшими песнями альбома стали Atlas, Rise! и Moth Into Flame, уже знакомые по синглам (не прогадали парни). К сожалению, выдержать баланс до конца не удалось, и во второй части альбома Metallica наступила на те же грабли, что и во времена Death Magnetic: риффов много, толку мало.
В итоге предлагаю воздержаться и от чрезмерных восхвалений, и от недовольного хмыканья. Легенды тяжёлого рока записали весьма крепкий альбом, где есть и однозначные вершины, и некоторые изъяны, без которых никуда… В конце концов, они имеют на это полное право. Давайте будем это право уважать.