Стивен Моррисси известен не только как музыкант, поэт и вокалист рок-группы The Smiths, которая в свое время невероятно вдохновила Виктора Цоя и его друзей. Свое положение на переднем крае сцены он использует, чтобы продуцировать в мир свое зачастую спорное мировоззрение и высказываться по самому широкому кругу вопросов – от политики до феминизма и защиты прав животных.
Его сольные альбомы включали не только отличные мелодии и аранжировки, но и тексты с зашифрованными посланиями, которые можно интерпретировать по-разному. Благодаря этому, для многих Моррисси остается прежде всего эпатажным персонажем светской хроники, а не талантливым музыкантом.
Над его новым альбомом, который получил название «Low in High-School», работал обладатель «Грэмми» Джо Чикарелли, также известный по сотрудничеству с The White Stripes, Broken Social Scene и Spoon. Уже пресс-релиз настраивал слушателей на грустный лад и настораживал: «Талант Моррисси к комбинации политических заявлений и прекрасных мелодий более развит в «Low in High-School», чем когда-либо. Он захватывает дух времени постоянно меняющегося мира».
Как всегда у Моррисси, промо-компания была едва ли не важнее, чем работа над релизом в студии, что, однако, не сделало ее более привлекательной, чем просто набор странных заявлений престарелого реакционера. На этот раз певец воспользовался прямым эфиром BBC 6 Music, чтобы поведать аудитории, что выборы главы консервативной партии Ukip были сорваны, чтобы не допустить на этот пост яркую анти-исламскую активистку Анну Марию Уотерс. Пожалуй, не самый лучший способ привлечь внимание к своему новому сольному альбому для рок-звезды на шестом десятке.
Сам альбом во многом обращен к поклонникам певца со стажем, которые помнят времена, когда Моррисси только выпустил необычные записи, и от него ждали их еще и еще. Новый альбом использует приемы, которые певец опробовал на двух своих предыдущих релизах, «Years of Refusal» (2009) и «World Peace is None of Your Business» (2014), — создать утонченную структуру и намеренно ее разрушить.
Opener My Love и I’d Do Anything for You сочетают агрессивные гитары, сбивчивые сэмплы и электронику и изобилие криков где-то на заднем фоне, а фортепианная баллада In Your Lap разбавляется неожиданными гитарными фидбэками и шумовыми эффектами. В зловещей Jacky’s Only Happy When She’s Up on the Stage такой подход производит особенно мощное впечатление. Это «звуковое уродство» отражает мировоззрение автора, парадоксальным образом сочетающее остроумие и любовь к людям, которая скрыта за мизантропией, нарциссизмом и жалостью к себе.
С другой стороны Моррисси продолжает рассказывать о политических проблемах и завершает альбом песнями Who Will Protect Us from the Police? и Israel. В последней, с ее экзальтированным вокалом и клезмерской скрипкой, певец предлагает собственный взгляд на нынешнее состояние запутанного арабо-израильского конфликта. Если вы не готовы углубляться в такие дебри, новый Моррисси вам просто «не зайдет».
В целом, в ряду других релизов рокеров, чья популярность пришлась на 90-е или нулевые, «Low in High-School» становится очередной попыткой осмыслить проблемы современности. Беда в том, что и язык для этого стоит использовать самый современный. Иначе солидные рок-звезды с их гитарами, горами клавиш и целыми оркестрами проигрывают авторам мемов, героям soundcloud-rap и хип-хоп-дивам, которые всегда находятся в центре информационного поля, говорят с аудиторией на одном языке и по-прежнему помнят, что настоящая музыка должна идти от сердца.