Дэвид Боуи однажды сказал: «Я не знаю, куда я отправлюсь отсюда, но это точно не будет скучно». И казалось бы, нужно постараться, чтобы снять скучный фильм об одном из самых нескучных индивидуумов, когда-либо живших на Земле. Благо за байопик о Боуи взялись трудолюбивые режиссёры и сценаристы, которые действительно постарались.
В российский прокат вышел байопик о Дэвиде Боуи, получивший в оригинале название Stardust. На основании довольно несложного умозаключения мы придём к выводу, что фильм нам расскажет о появлении Зигги Стардаста. В целом вывод правильный, но только авторы фильма не совсем разобрались в этой задумке.
Создатели решили взять период между The Man Who Sold The World и Hunky Dory. Думаю, вы уже успели задаться очевидным вопросом: «А причём тут Зигги Стардаст?». А фишка в том, что создатели фильма решили показать, как у Боуи появилась идея создания образа Зигги Страдаста, а по их задумке (напомню: авторы сняли с себя ответственность за достоверность событий) она появилась именно в этот период по особым причинам, освещённым в фильме. Самое же интересное, что о Hunky Dory, который стал первым признанным шедевром Боуи, не сказано абсолютно ничего. Авторы просто вырезали этот момент из биографии музыканта. Возможно, вы слышали, что семья Боуи не дала добро на использование музыки Дэвида в данном фильме, а если копнуть чуть глубже, то мы и вовсе узнаем, что Боуи не хотел, чтобы о нём снимали какие-либо байопики, но в суровом мире Голливуда это никого не интересует. Раз Богемская Рапсодия принесла столько денег, а Рокетмен подтвердил успех байопиков о музыкантах, значит надо двигаться в том же направлении, преодолевая препятствия в виде недовольства семьи и фанатов. Только вот не учитывает Голливуд, что в производстве Рапсодии и Рокетмена принимали участие сами музыканты, благодаря чему остались довольны и артисты, и фанаты, а фильмы получали заслуженное признание.
Богемская Рапсодия не по счастливой случайности стала коммерчески успешным проектом. Создатели фильма учли и законы кино (показали развитие личности и путь к успеху), и главные аспекты жизни музыканта, стараясь максимально снизить сюжетные неточности (избежать их, конечно, невозможно, Голливуд есть Голливуд, у него свои шаблоны, а художественный фильм — понятие довольно-таки гибкое). Ни фильм, ни биография по большей части не пострадали, чего нельзя сказать о Человеке со звезды.
На самом деле, отсутствие композиций Дэвида Боуи не сильно пугает, ведь каверы — не такая уж и плохая альтернатива, если использовать их правильно. Я подчеркну «правильно». Просто представьте эту картину: «Леди и джентльмены, впервые на планете Земля Зигги Стардаст и пауки с Марса!» и вдруг выходит Боуи и начинает петь песню The Yardbirds… Представили? Лучше распредставьте.
Фото - The New York Times →
Ладно, с музыкой не получилось, значит нам расскажут о развитии личности музыканта, ведь так? Ан нет, товарищи, тут нам тоже не повезло. Весь сюжет крутится вокруг страха Боуи сойти с ума, ведь его брату поставили диагноз «шизофрения», а в роду Боуи это уже не первый случай. Тема неплохая, но не для растягивания на два часа.
В сущности, если бы создатели поставили упор не на Зигги, а на Hunky Dory, фильм бы стал более логичным. Во-первых, именно в этот период Боуи и начинает работу над своим «первым шедевром». Во-вторых, в фильме не раз звучат такие имена, как Боб Дилан, Энди Уорхол и Лу Рид. Режиссёр нам говорит, что эти образы повлияли на создание Зигги, и в целом это отрицать нельзя, но в первую очередь эти личности повлияли на создание Hunky Dory (помните композиции Song for Bob Dylan, Andy Warhol и Queen Bitch?). Также в фильме прозвучало имя Греты Гарбо, вдохновившей Боуи на образ для обложки «вы уже знаете какого альбома». В-третьих, весь этот страх, которым окутан Боуи в ленте Гэбриела Ренджа прослеживается в альбоме 1971-го года, в Ziggy Stardust музыкант примерил на себя новый образ, поэтому все свои чувства и переживания он в какой-то степени постарался скрыть, в предшествующей же работе Боуи ещё был открыт слушателю.
Фото - filmz.ru →
В фильме идёт параллельное повествование, состоящее из двух сюжетных линий: роуд-муви о «почти турне» Боуи по Америке и «психологический триллер» о его переживаниях. Первая линия — наискучнейшая история без сюжетных поворотов, да и вообще моментов, способных хоть как-то заинтересовать зрителя, вторая — чуть интереснее, но, повторюсь, не для растягивания на два часа.
Становление Зигги вы тоже не увидите. Полтора часа создатели вам будут рассказывать о желании Боуи покорить весь мир, а потом тёмный экран и он уже выступает в образе Зигги. Как? Когда? Этого нам господа кинематографисты не расскажут, так что довольствуемся тем, что есть.
Фото - Film →
Помните после выхода трейлера все были шокированы выбором актёра, ведь он совсем не похож на Боуи? Поверьте, этот человек — лучшая составляющая фильма, Джонни Флинн действительно постарался: перенял привычки музыканта, изучил его манеру и речь. Отдельного внимания заслуживают гримёры и художники по костюмам: начиная от знаменитой улыбки и заканчивая туфлями — во всём была видна безупречная работа. Создаётся впечатление, что только эти люди отнеслись к проекту с полной ответственностью.
Итог
Не советую идти на фильм фанатам Дэвида Боуи: вы, безусловно, разочаруетесь, вам будет обидно за вашего кумира, да и в целом никакого удовольствия вы не получите.
Не советую идти на фильм не фанатам Дэвида Боуи: во-первых, вам будет просто скучно, а во-вторых, если вы не знакомы с биографией Боуи, у вас может нарисоваться ложный образ музыканта, поэтому лучше посмотрите документалки.
В общем, не советую тратить время, деньги, а главное, нервы.