Вернувшись из кругосветного путешествия, «Мумий Тролль» закончил гораздо большее путешествие: пересоздание русского рока в 1997-ом закончилось его новым открытием.
Второй Гребенщиков
«Мумий Тролль» у широкой общественности продолжает ассоциироваться с термином, который был введен в широкий оборот самим Ильей Лагутенко в ответ на вопросы о жанре, в котором они играют – рокопопсом. Люди в музыке более осведомленные в момент выхода культовой «Морской» в 1997 году на слова основателя «Мумий Тролль» не обращали внимания, а относили музыку коллектива по ведомству самого модного жанра середины 90-ых – бритпопа. Но всё было не так просто. За последние 16 лет «Мумий Тролль» стал классикой русского рока. Да и начало творческого отсчета нужно вести не с пластинок 1997-го года, а с середины 1980-ых.
Действительно, было бы большим огрублением относить «Мумий Тролль» к бритпопу. Никаким возрождением битловских традиций, к тому же в России, Лагутенко не занимались. Перед ним значилась совершенно другая культурная миссия – в 1997 году Лагутенко возвращался в Россию, чтобы возрождать русский рок в его первородных чертах: с приматом слова над музыкой, мелодии над ритмом, вокалиста-барда над остальными участниками группы. Из 2013 года как никогда отчетливо понятно, что именно «Мумий Тролль» открывал для нас эпоху, к которой принадлежат и Сплин, и Земфира, и «Наше радио», и телевизионные трансляции фестивалей «Крылья», и «Нашествие» — серебряный век русского рока. Потом всё это дело снесет поток пластмассовых «фабрик звезд».
Фото - Мария Козаченко
Сейчас уже подзабылось, но переворот был гигантский. К середине 1990-ых всем казалось, что русский рок остался в прошлом также, как передача «Взгляд» и Съезд народных депутатов СССР. Но пришел Лагутенко и стал Борисом Гребенщиковым нового поколения – придумал русский рок заново. Если Цой, Кинчев, Бутусов слушали new wave – они играли нью вейв, только английские слова заменялись русскими. Берите то, что сегодня актуально на Западе и пишите стихи на русском – так бы говорил Лагутенко своим последователям. Сам он этим занимается на протяжении всех лет с момента выхода «Морской».
Возвращение из странствия к началу дорог
Но все ветры возвращаются на круги своя. И весьма символично, что десятый альбом «SOS матросу» был записан в кругосветном морском путешествии на борту барка «Седов». Юбилей они решили посвятить русскому року – в этом есть циничный и одновременно трогательный момент. Цинизм создателей пластинки в том, что основополагающий жанр русского рока – пост-панк (да и вся восьмидесятническая музыка) продолжают оставаться сверхмодной у молодого поколения, а потому саунд альбома модникам не понравиться не может. А трогательный момент в том, что Лагутенко возвращается к корням, ведь сам он начинал играть рок-музыку под брендом «Мумий Тролль» еще в середине 80-ых.
Фото - Мария Поспелова
Заглавная и открывающая альбом песня является чистым пост-панком, который постепенно рассеивается и начинает мешаться с синти-попом и трехаккордовой дворвой песней. Достаточно услышать Брат три, чтобы вспомнить одновременно об Ultravox, Duran Duran, Depeche Mode и New Order. В Федорином горе появляются неожиданные интонации, которые любителя рока заставят самому себе признаться, что он знаком с творчеством салтыковского Форума и даже Миража. Космический десантник — холодный футуристический синти-поп, похожий на группу Николай Коперник. Четвертый троллейбус — максимально незашифрованное посвящение Виктору Цою: рубленые строчки, «кровь между пальцев», травы, плач, вот это всё.
Альбом завершается ностальгическим боевиком Странные игры, который своим названием отсылает к одноименным непризнанным гениям отечественного new wave, является лучшим посвящением поколению, про которое в 1988 году по всему несуществующему ныне Советскому Союзу гремел документальный фильм «Легко ли быть молодым?». Почти каждая песня снабжена распевом, который хорошо напевается в русских подъездах под расстроенную гитару.
Морская эстетика альбома связана скорее не с фактом записи пластинки в кругосветном путешествии, а самопосвящением. «Морская» отдаленно угадывается и в цветах обложки альбома.
Цикл рождений и смертей закончился, бесприютное кругосветное путешествие завершилось, начинается отсчет нового десятка. Для Мумий Тролль — «SOS матросу» — не лучшая, но важная и очень символическая запись для всей отечественной музыки.