Я прекрасно помню то ощущение, с которым я слушал «Delta Machine» Depeche Mode. Это было ощущение некой недосказанности. Хотелось больше пиков, больше драматизма, но на поверку ощущение оказалось преувеличенным. А понять это мне помог релиз Nine Inch Nails «Hesitation Marks», который я окрестил как «Восстание драм-машин».
Разберем альбом по трекам.
Интригующее полиритмичное начало Copy of A скоропостижно сменяется одним из главных козырей (и бичей) альбома — неустанной эксплуатацией драм-машины. И как бы Резнор ни старался «пояснить» развитие композиции добавлением новых и новых слоев программинга, создается стойкое ощущение, что вещь стоит на месте.
Came Back Haunted звучит чуть более обнадеживающе, но все-равно возникает чувство, будто слушаешь первый альбом Moby с вокалом Резнора.
Новую надежду дарит Find My Way — среднетемповая композиция, с одной стороны, атмосферная и даже задумчивая, с другой же — явно затянутая. Надежды не оправдываются уже в третий раз, а ведь это только третий трэк!
Чуть лучше дело обстоит с All Time Low. Ехидная гитарная тема в куплете, уступающая место вокалу в бридже и припеве, заставляет ждать своего возвращения снова и снова. «Everything is not ok» — как бы взывает к слушателям Резнор. Мы слышим тебя, Трент! За All Time Low можешь быть спокоен. Ну а за космический сэмпл ближе к финалу композиции — отдельное спасибо.
Disappointed возвращает нас к стилистике двух первых композиций. Вновь старательно стрекочет драм машина, но уже в компании жужжащих, как осенняя муха, гитар, позже сменяющихся околоиндийскими мотивами, через которые композиция приходит к своему концу. Итог — песня вполне сносная, но снова затянутая и слишком «ровная».
И вдруг — Everything. Эдакая веселая смесь из Garbage, Foo Fighters и Queens of the Stone Age, с которыми Трент, как известно, сотрудничал. Несомненно, трэк выбивается из общей канвы «Hesitation Marks», во многом благодаря сравнительному обилию гитар и отсутствию нагромождений из драм-машинных украшательств. Но назвать Everything перлом все-таки не получается. И дело не в том, что песня является самым попсовым, что когда либо выпускалось под вывеской NIN. И даже не в петиции против включения трека в альбом, которую обнародовала в Интернете группа фанатов «гвоздей». Дело в том, что Everything — своеобразный чекпоинт, призвание которого — дать слушателю передохнуть и набраться смелости погрузиться в эксперементы Резнора еще глубже, чтобы выяснить — есть ли в конце этого мрачного тоннеля хотя бы намек на свет.
Гитарную работу на Satellite со всей уверенностью можно назвать приятной. Вещь вышла слоистой и с внятно прослеживаемым развитием. В контексте альбома этот типичный «крепкий середняк» становится чем-то большим, но до перла, увы, снова не дотягивает.
Средний темп, вялый вокал и урчащий бас оттеняют собой главное достоинство Various Methods Of Escape — ее яркий и запоминающийся припев. К середине вещь довольно резко «проваливается» в тихий проигрыш, который, в свою очередь, так же резко разрывается «жужжащим» соло. Оно-то и возвращает нас во все тот же, по сути, чисто роковый припев. Что ж, пожалуй, у нас есть первый перл!
Бодрая Running на деле звучит как долгое вступление к чему-то большему. Трент заставляет слушателя старательно копить напряжение, которое затем пытается снять «шутливой гитаркой».
I Would For You хороша тем же, чем и «Различные методы бегства» — здесь есть удачный припев, удобоваримый средний темп, да и звучание вполне насыщенное. Фортепианное аутро достойно отдельной похвалы — благодаря ему атмосфера вещи только выигрывает, но мне, например, не хватило чуть более «злых» ударных. Такое впечатление, что Резнор намеренно куда-то припрятал свою злобу и демоснтрирует нам лишь вершину айсберга, а не всю глубину своих задумок.
In Two отчасти удовлетворяет желание услышать больше агрессии в звуке NIN — Трент выкрикивает свои слова, положенные на чуть более жесткие семплы ударных и более плотный синтезаторно-гитарный звук. Еще одна крепкая композиция, которая заслуживает своей ниши в альбоме и отлично справляется со своей задачей.
Любопытной композицией является While I’m Still Here. Аккуратный программинг и вкрадчивый вокал, временами подыгрывающая на заднем плане блюзовая гитара и совершенно внезапные духовые, отсылающие нас к самому Джорджу Майклу с его I Want Your Sex. Вкусно!
Завершает альбом аутро Black Noise. По сути, это продолжение предыдущего трека, на который туманной пеленой как бы наползает этот самый «черный шум». Получилось атмосферно, почти по-киношному.
Что имеем в итоге?
Сам Трент Резнор в интервью The Guardian признавался, что теперь он совсем по-другому переживает свои проблемы, которые всегда служили ему основным вдохновением для творчества. «Гнев никуда не ушел,» — говорит он, — «просто стал тише». Что собственно и слышно на «Hesitation Marks».
Новый релиз NIN сложно назвать открытием. Но и ожидать от него хуков в стиле «Terrible Lie» было бы наивно. А посему назовем это новой стадией развития Nine Inch Nails — стадией гладкого, но мрачного саунда, сдержанной, а местами даже скуповатой зрелости. Кстати, к созданию альбома приложили руку и такие гранды как Эдриан Белью (известный главным образом по своему участию в King Crimson) и Пино Палладино (John Mayer, Jeff Beck и многие другие). И если бы не тот самый «скуповатый» стиль, который решил исповедовать на «Hesitation Marks» Резнор – кто знает, как могло бы звучать его новое творение?
Одно радует — похоже, Трент сказал именно то, что хотел, и именно так, как и задумывал. А это достойно уважения.