Рупор совести и оппозиционер от мира музыки, Василий Гончаров, выпустил шестой по счёту альбом в рамках проекта Вася Обломов, назвав его достаточно ёмко: «Долгая и несчастливая жизнь». Артист препарирует современное общество, отсекает лишнее, иногда даже пускает кровь, чтобы потом эпикриз для социума вывести в заглавие лонгплея.
Обломов — артист плодовитый: с 2011-го, года выхода его дебютного альбома, он умудрился каждый год (помимо 2015) выпускать по полноформатной записи («Ломки» со счетов списывать нельзя, хотя они, безусловно, тянут на мини-альбом, а повествовательная канва не является монументальной). Самое время вскольз пробежаться по пластинке.
Интро Порядок — коротенькая сводка о том, что в сумме являет собой непоколебимую картину происходящего в России: всё плохо, но, выражаясь цензурно: «Пренебречь, вальсируем!». Мысленно готовлюсь к ушату (нет, не помоев) отрезвляющих, как ледяная вода, «заметок на полях».
Во внутренней эмиграции слишком резонирует с моей действительностью и работой на заводе, где каждый второй умудряется говорить «ложить», а Давай поженимся — отличная программа, чтобы скоротать вечер-другой.
Концепцию «свой-чужой» Вася продолжает и в следующем треке, Неясная поляна, но на этот раз повествование ведётся уже от лица неискушённого и не самого образованного обывателя.
Ну а в По широкому вопросов кругу даётся лаконичная инструкция: как именно в себе взрастить неискушённого обывателя. Конформизм как всеобъемлющее явление высмеивается в лучших традициях «Вредных советов» Григория Остера: послушай и сделай всё наоборот.
Исполненное сарказма бичевание сменяет прямолинейная Долгая и несчастливая жизнь, выполненная в тонах Грубым даётся радость из «Многоходовочки» (2014). Пронзительная и хлёсткая, заглавная песня альбома, оставляет слушателя наедине с собой и тягостными думами: я ругаю других, но так ли хорош сам?.. Рекомендую послушать по пути с работы или поздно вечером, когда шанс отвлечься от рефлексии минимален.
«Помни о смерти» — именно так с латыни переводится название трека Memento mori. Жизнеутверждающая композиция, саундтрек к фильму Духless 2, представляет собой мощный посыл, основанный на нехарактерном для обломовского творчества, слишком западном сэмпле.
Человек херовый противопоставляется Человеку хорошему из той же «Многоходовочки». Текст одной песни зеркалит другую, только на первый план выходят перманентные антитезы.
Долгоиграющая (в прямом смысле) композиция Ремонт, исполненная, как театральный этюд, в лицах, подкупает искренностью, а музкальное сопровождение вызывает ассоциации со старенькими сатирическими куплетами «на злобу дня». Извечная проблема реставрации жилья, но в декорациях 21 века: здесь и пол с подогревом, и шуманит, и известный строительный гипермаркет. Трек это монолитный памятник (а, скорее, надгробная плита) статике (ремонту) в динамике (работы по отделке).
Помните детскую передачу АБВГДейка? Если у вас это название всё ещё связано с чем-то познавательным и ностальгическим — забудьте. Обломов научит вас подбирать ситуативные синонимы к словам «сосед», «депутат» или «коллега», Жаль только, что творчество Василия научит далеко не всех персонажей называть своими именами, лишь освежит ассоциативные связи.
Ничего страшного — такие слова произносит человек, когда ему нечаянно наступили на ногу. Ну или когда что-то не получилось, а на самом деле очень хотелось, чтобы вышло нормально. Трек — картинка из настоящего: агония общества, подмена понятий и безразличие. На эту композицию в сентябре 2016 был выпущен клип, где с садистским спокойствием герой видео, снятый со спины, вырезает/выжигает игрушкам глаза. Визуализация элементарной метафоры получилась чересчур эффектной. Обличая пороки социума, Обломов/Гончаров подытоживает: «Мы еще не горим, но, похоже, в аду».
Жить всегда — коллаборация с Глебом Самойловым, которая благодаря (или из-за?) тембру Самойлова, скорее, веселила. Манера исполнения экс-участника Агаты Кристи была как белый шум, как нечто чужеродное. Не идёт фронтмену The Matrixx петь о чём-то кроме страданий мятущейся души, тем паче — о социалке, столь любимой Обломовым на протяжении шести альбомов.
Проехавшись по популярной в 2015 (а ныне поутихшей) теме — Исламскому государству, запрещённому к упоминанию на территории РФ, — Вася Обломов не говорит ничего нового, просто иллюстрирует ставшее мемом высказывание: «Во всём Обама виноват». Бытоописание на уровне АБВГДейки. Ничего примечательного.
Самый короткий трек на лонгплее, Адекватный ответ, по ёмкой форме и риторическому вопросу в развязке больше напоминает плакат Д. Моора 20-го года прошлого века «Ты записался добровольцем?». Набор абсурдных скетчей, завершающийся не менее парадоксально. Прав был поэт Тютчев, написав знаковые строки: «Умом Россию не понять…».
Песня про конъюнктурщиков представляет из себя вариации на тему: а что, если бы?.. О карманных заслуженных и народных артистах и продажной морали. В Нести херню прослеживаются отсылки к конкретным деятелям культуры, облюбовавшим «кормушку». Вот только в строках Обломова они предстают совсем уж карикатурными персонажами
Прощай в дуэте с Павлом Чеховым напоминает другой плод их творчества, Ритмы окон. Но стоить отметить, что композиция 2017-го существенно проигрывает по сравнению с более старой коллаборацией. Меланхоличный припев, исполняемый Чеховым, вызывает приступы зевоты и переносит на волны радио «Ретро FM». Спасибо, я ещё не настолько старая.
Закрывающая Живи с детским хором на бэкграунде воистину прекрасна. Она воодушевляет, окрыляет и даёт силы жить среди типичных героев песен Васи Обломова. Среди шариковых, собакевичей, молчалиных и прочих людей-гротесков.
Да, аранжировки по-прежнему незамысловаты, они являют собой что-то среднее между шансоном (как и прославившая Васю Обломова Еду в Магадан) и фольклорными мотивами. Преднамеренный примитивизм музыкальных партий призван сделать творчество группы и Гончарова ближе к народу и при этом акцентировать внимание на текстах.
Этот альбом для тех, кого называют «белоленточниками», это — дистиллят политики, пропущенный через музыкальное решето. Кто-то скажет, что песни должны нести добро, позитив и быть приятными для уха обывателя. Что «всякого г…на полно по телевизору», и называть творчеством дайджест новостей за временной отрезок от альбома до альбома — странно. Пусть говорят. А Вася пусть и дальше поёт о той стране, в которой стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» только и заслуживает нового прочтения устами артиста Ефремова.
Королевству кривых зеркал нужен свой менестрель.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции