Уже больше года прошло с тех пор, как я открыла для себя советский рок. Я не оговорилась: именно советский рок, а не только русский, потому что, во-первых, большой интерес у меня вызывает именно та рок-музыка, которая появлялась в СССР до его распада, а во-вторых, её география не ограничивается лишь РСФСР (то есть территорией Российской Федерации). В расширении музыкального кругозора большую помощь мне оказала книга Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока», благодаря которой я и узнала, что даже понятие «русский рок» не ограничивается такими массово известными группами, как «Аквариум», «Кино», «Наутилус Помпилиус», «ДДТ», «Алиса»…
Кстати, об «Алисе»: в той самой монографии упоминается только один их альбом – «Энергия» 1985 года. Будучи большой любительницей творчества «Алисы» времён 80-х и первой половины 90-х годов, я бы на месте Кушнира, пожалуй, не смогла определиться с выбором единственного альбома группы: на мой взгляд, каждый из них от «Кривозеркалья» (формально именно он был дебютом «Алисы», когда Константина Кинчева ещё не было в команде) до «Чёрной метки» достоин отдельного рассказа, в том числе и «Шестой лесничий», которому в этом году исполняется 25 лет.
Алиса — Шестой лесничий (1989)
1. Новый метод
2. Тыр-тыр-тыр (Тоталитарный рэп)
3. Шестой лесничий
4. Театр теней
5. Аэробика
6. Только этот день (Осеннее солнце)
7. Солнце за нас
8. Стерх
Так уж сложилась история, что советский рок порой трудно рассматривать вне исторического контекста, и альбомы конца 80-х годов не являются исключением. Возвращаясь к «Шестому лесничему», можно отметить ещё две песни, в которых так или иначе упоминается перестройка: «Новый метод», изобилующий лозунгами тех лет, и менее прямолинейную «Аэробику» (песня «Шестой лесничий» не в счёт: под «шестым лесничим, Мишей из города скрипящих статуй» имелось в виду не больше, чем цитата из песни «Аквариума»). Кстати, «Аэробика» единственная из альбома удостоилась чести иметь за собой видеоклип, и снял его на тот момент не известный широкой публике Константин Эрнст – он даже ещё не вёл свою передачу «Матадор» о кино, не говоря уже о занятии высоких должностей.
Видео на «Аэробику» получилось стильное. По мне, оно вообще вытянуло не самую лучшую, на мой взгляд, песню «Алисы» – гораздо больше мне на альбоме нравятся демоническая «Театр теней» и лиричная «Только этот день». Если же постараться рассмотреть песни из «Шестого лесничего» с точки зрения влияния на дальнейшее творчество группы, то я бы выделила три из них: выше упомянутую «Тыр-тыр-тыр», «Солнце за нас» и «Стерх».
«Солнце за нас» Константин Кинчев сочинил в 1988 году, посвятив её переживавшему не лучшие времена Александру Башлачёву – одному из своих друзей, который вскоре погиб. Следующий студийный альбом «Алисы», который обозначит новый этап в творчестве коллектива, получит своё название в память о Башлачёве – «Шабаш» (от «саШАБАШлачёв»).
Что касается песни «Стерх», то я искренне считаю, что это наш ответ Stairway to Heaven Led Zeppelin: музыка в ней также набирает мощь постепенно, чтобы под конец обрушиться на слушателя лавиной, а текст является прекрасным объектом для дискуссий между особыми любителями искать смысл не столько в строках, сколько между строк. Услышав её в первый раз, я была сильно поражена: мне, фактически выросшей на зарубежной (по большей части англоязычной) музыке и избалованной ею, в голову не могло прийти, что у нас тоже могут такое сочинять.
Вообще я заинтересовалась советским роком именно благодаря «Алисе» (творчество группы «Кино», которым я и до этого баловалась, почему-то такого влияния оказать не смогло). Троица «Энергия»-«Блокада»-«Шестой лесничий» сыграла в этом большую роль, как и видеозаписи с выступлениями «Алисы», среди которых есть в наличии и концерт (по сути являющийся презентацией альбома «Шестой лесничий»), состоявшийся в рамках 6-ого фестиваля Ленинградского рок-клуба. Пусть он и подытожит сию статью, как это сделал «Шестой лесничий» по отношению к репертуару «Алисы» 80-х годов.