История жизни Дяди Федора показательна для рок-музыканта, жившего на полную катушку, и может послужить основой для захватывающего сюжета в духе модного сериала Винил. Талантливейший музыкант, создатель и лидер самобытной группы стремительно гнал свою шхуну сквозь бушующее море рок-н-ролла, пока вдребезги не разбился о карьерный риф безумия и не пошел камнем на дно. Путь наверх, в большую музыку, получился мучительным и занял почти 20 лет – только в 2013 году вышла первая сольная работа артиста – Правило игры, состоящая полностью из собственного материала. И при этом никак нельзя сказать, что эти годы после распада Ноля музыкант пребывал в молчании и забвении. Но его сольное творчество не получило большого отклика у поклонников прежнего «настоящего индейца», хотя многие находили что-то интересное в каверах на советские шлягеры и детские песни и в инструментальных пьесах.
1. Песня одноглазого пирата
2. Ордер на арест
3. Джеймс Бонд
4. Дефолт
5. Харлей Дэвидсон
6. Уборщица из Газпрома
7. Хруст
8. Разведка боем
9. Большой барьерный риф
10. Термоядерный ответ
11. Сувениры
12. Эхо Москвы
И хотя Правило игры получился интересным альбомом, отличным от того, что было раньше, о настоящем камбэке музыканта можно говорить только сейчас. Без дураков – наверное, лучшая работа Чистякова со времен Ноля. Альбом вышел «вкусным», разноплановым и легким для прослушивания без очевидных слабых и проходных мест. Сам Федор в интервью в преддверии релиза отмечал, что это самая «нолевская» по духу запись, ссылаясь в частности на первый альбом коллектива Музыка драчевых напильников 1986 года, который Чистяков и его сотоварищи записали, будучи совсем юными. Действительно: слышно, с каким воодушевлением и легкостью записывались музыканты, в числе которых, помимо самого Федора, и постоянные его аккомпаниаторы – участники петербургской группы Кафе, и в первую очередь, лидер бэнда Алексей Смирнов, которому в процессе записи пришлось освоить и банджо с калимбой и даже казу. Да, конечно, это не Ноль, но задора и веселья, присущего первым альбомам группы дяди Федора, в новой пластинке хоть отбавляй.
Тут тебе и рокабилли в духе Браво (Уборщица из Газпрома), и типично майковские блюз и рок-н-ролл (Хруст и Эхо Москвы), и симбиоз кантри с русской плясовой (Харлей Дэвидсон), а также размеренный фокстрот (Большой барьерный риф) и легкое танго (Сувениры). Не обошлось и без оммажей на собственное творчество: энергичная Ордер на арест с убойным рифом напоминает хит Федора Ондатр, а мрачная Термоядерный ответ звучит как ауттейк с «нолевской» классики Полундра.
Получилась подборка на любой на вкус и цвет – этакий Белый альбом для Чистякова и компании с битловскими же гармониями и россыпью идей. Стоит еще раз отметить Алексея Смирнова за впечатляющее соло, которому сам Дэвид Гилмор показал бы большой палец (Разведка Боем). Думается, именно он выступил в роли условного Леннона или МакКартни для Федора, стимулируя последнего добавлять неожиданных ярких мазков в музыкальную картину. Без дураков – типичный русский рок, похожий на многих наших артистов, но в то же время это самобытная, разнообразная и при этом цельная работа с характерным авторским почерком.
И дело тут не в наличии баяна и характерного фединого голоса, а в общей атмосфере и содержании. Без дураков – сборник ироничных зарисовок о современном положении вещей с четко читаемым месседжем: информационный хаос, с которым мы ежедневно сталкиваемся, настолько прочно засел в головах, что грань абсурдности происходящего уже давно стерта и уже мало что способно нас удивить. Альбом полон ссылок на исторических и вымышленных персонажей, географические места и прочие явления жизни, непонятно как друг с другом связанные. И звучит весь этот абсурд как всего лишь очередная новостная сводка, или же словами самого автора – «этот фарш идет в выпуск свежих новостей» (Эхо Москвы). Некоторые вещи с альбома можно назвать гимнами нашего времени: в потенциальном хите Уборщица из Газпрома дан портрет современной «девушки мечты», у «которой сумка за три лимона, освященная мощами святой Матроны». А герой песни Джеймс Бонд идет на ограбление банка, нисколько не таясь, только для того, чтобы попасть в интернет и «стать звездой Ютьюба». Можно смело утверждать, что Чистяков вырос в автора уже другого склада и уровня, тонко чувствующего время, а злободневные строчки вроде «срочно сливай рубли – покупай дукаты», «трест, который лопнул, ох уж этот трест, выдан орден на его арест» так и хочется растащить на цитаты. Подводит итог альбома бодрый рок-н-ролл с говорящим названием Эхо Москвы, в котором ошалевший от бесконечного информационного потока и окружающего бреда лирический герой вопрошает: «Скажи мне, долго ли осталось до третьей мировой войны?».
Ну и главное, что нужно знать об альбоме, – Федор Чистяков находится в отличной форме. Он снова на плаву, но только уже не мчит без тормозов, а, подобно субмарине с обложки, спокойно и верно держит курс вперед сквозь бушующее море. Без дураков.