Если Вы не являетесь поклонником гранж- музыки, и вспоминая об этом направлении Вам на ум приходит лишь Nirvana, то Вам стоит прочесть эту книгу! Если при мысли о гранж- музыке Вам вспоминаются Mudhoney, Mother Love Bone, Screaming Trees, Soundgarden и целый ряд других имён,- Вам тем более стоит прочесть эту книгу!
О чем речь
“Гранж мертв: история сиэтльской рок-музыки в рассказах очевидцев», написанная Грегом Прато (Greg Prato), это весьма правдивый взгляд на сиэтлскую рок- сцену, охватывающий обширный период времени от малоизвестных, предшествующих гранжу групп начала 60-ых вплоть до 90-ых, принёсших нам небезызвестных Nirvana, Soundgarden, Alice in Chains, Pearl Jam и др.
Грег Прато- автор ряда книг, включая “A Devil on One Shoulder and an Angel on the Other: The Story of Shannon Hoon and Blind Melon”, “Touched by Magic: The TommyBolin Story”, “The Eric Carr Story”, “Sack Exchange: The Definitive Oral History of the 1980s New York Jets”, журналист Rolling Stone, Songfacts, и Brave Words, видимо однажды задался вопросом, почему множество статей в музыкальных журналах, повествующие о гранж- музыке написаны людьми, далеко стоящими от этого направления, возможно ни разу не бывавшими в Сиэтле в “нужное время”. Так и появилась идея создания этой книги, в чём- то подсказанная Джеком Эндино (продюсером и музыкантом нескольких сиэтлских групп).
Гранж мертв
Для создания этой книги было взято порядка 130 интервью, которые впоследствии были разбиты на небольшие отрывки, тщательно отсортированные по темам и расставленные в хронологическом порядке. В результате Вашему вниманию предстаёт устная история сиэтлской рок- музыки, рассказанная Марком Армом, Джеффом Аментом, Крисом Корнеллом, Джеком Эндино, Сьюзан Силвер, Эдди Веддером, Ненси Лейн Маккалум и ещё несколькими десятками непосредственных участников становления гранж- сцены. Каждой главе предшествует лишь небольшой вводный абзац от самого Грега Прато.
В названии книги уже угадывается её документальный характер, ведь это вереница историй, музыкантов, их друзей, родственников, концертных менеджеров и просто завсегдатаев многочисленных концертов, чья жизнь протекала в Сиэтле. Такая манера повествования помогает погрузиться в атмосферу музыкальной жизни Сиэтла того времени, позволяя читателю обрести собственное мнение, не пропуская его сквозь призму виденья автора.
Сиэтлская жизнь 80- 90-ых годов рассматривается с разных сторон, включая среду закрытого индустриального города, существенно повлиявшую на становление жанра. Так о Сиэтле рассказывает Тим Браном (Gypsy Rose): “… почти всю мою жизнь там, что составляет порядка двадцати лет, казалось, что дождь шёл каждый день непереставая. Я думаю, это мировая столица суицида. Если бы я остался там, я бы покончил с собой, как Курт Кобейн. Тьма, холод и отношение просто делают это с тобой”.
Но именно Сиэтл стал родиной Sub Pop, The U- Men, Black Flag, Mother Love Bone, Soundgarden, Alice in Chains, Temple of the Dog, Pearl Jam, Nirvana, Screaming Trees.
Всего несколько лет (1990- 1994 гг.) и бесчисленное количество групп появлялось с завидной регулярностью, давая возможность открывать новые музыкальные грани в то время, а сегодня спустя два десятка лет по- прежнему наслаждаться альбомами, записанными в 90-ых.
Путешествуя по главам книги, можно найти описание концертных площадок и фестивалей, проходивших в Сиэтле и его окрестностях, можно проследить стремительный успех Soundgarden от концертов в тесных клубах до мирового турне, почерпнуть новые факты о трагической истории Эндрю Вуда (Mother Love Bone) и жизни Курта Кобейна (Nirvana).
Множество личных историй позволяют проследить развитие направления в целом и отдельных его участников. Удивительно насколько продуктивным было то время, так 17-и летние ребята однажды попав на концерт The U- Men выходили оттуда с прочно засевшей идеей основать свою группу. Некоторые, чтобы не пропустить ни одного концерта, устраивались уборщиками в музыкальные клубы.
Лейн Стэйли
Одна из глав посвящена трагической судьбе Лейна Стэйли. Особенностью её, является интервью, взятое у Ненси Лейн Маккалум (матери Лейна Стэйли). Удивительные подробности, по рассказам Ненси Маккалум, Лейн, купил собственную квартиру в 1994 году, имея возможность заниматься не только музыкой, но и выставлять свои рисунки в галерее Сиэтла, экспериментировать со стеклом и глиной, завести котёнка, заказывать еду на дом, добросовестно поддерживая дом в чистоте. Но героиновая зависимость, период реабилитации и снова срывы, весь этот разрушительный образ жизни не мог пройти бесследно. По словам соседа Лейна Стэйли, Yanni “Johnny” Bacolas, это становилось невыносимым: “… из- за героина облако депрессии повисло над тем домом. Я чувствовал что поддерживая дом в чистоте, занимаясь стиркой и покупая продукты, я действительно облегчал ему задачу быть наркоманом”.
Запись одноимённого альбома Alice in Chains длилась целую вечность, на сессию звукозаписи, назначенную в четыре часа дня Лейн являлся только к полуночи. Путь, с которого можно было свернуть, закончился трагично. Друзья надеялись, что однажды раздастся телефонный звонок и на том конце провода прозвучит голос Лейна: “Я решил наконец- то завязать с этим”. Но этого так и не произошло. Мать Лейна Стэйли до последнего надеялась подобрать ключ, найти нужные слова, которые смогли бы сподвигнуть его сойти с этого пути, друзья старались помочь, но иногда Лейн лишь отвечал: “Я не могу убежать”. Физическое состояние стремительно ухудшалось, Лейн не подходил к телефону, не открывал дверь своей квартиры, не появлялся на людях. Пока однажды Шон Кинни (барабанщик Alice in Chains) не позвонил Сьюзан Силвер (менеджер Soundgarden и Alice in Chains) с самыми скверными предчувствиями, решив, что пора подключить родственников и полицию, и силой вломиться в квартиру Лейна. Остальное уже история, так сказала о Лейне Стэйли Энн Уилсон: “Лейн был слишком хрупок для этого мира”.
Эта история лишь подтверждает, что книга Грега Прато- это настоящий первоисточник, увлекающий читателя с первой страницы всё новыми подробностями развития сиэтлской рок- музыки.
Как итог: более 400 страниц с редко встречающимися фотографиями, заполненными интереснейшими историями, это внутренний взгляд на вещи без догадок, только слова людей, которые действительно знали, о чём говорят.