Мрачные словенские гении концептуального индастриала никогда не разбрасывались словами и звуком на ветер. Если уж им надо было когда-то что-то сказать – они говорили это прямо, не заморачиваясь ни с избытком подтекстов, ни с особыми сложностями в музыкальной ткани каждого своего акта искусства. Теперь они вновь радуют нас альбомом.

Laibach — Spectre (2014)


 Laibach - Spectre (2014) рецензия


01. Whistleblowers
02. No History
03. Eat Liver!
04. Americana
05. We Are Millions And Millions Are One
06. Eurovision
07. Walk With Me
08. Bossanova
09. Resistance Is Futile
10. Koran
11. The Parade
12. Love On The Beat
13. Just Say No!
14. See That My Grave Is Kept Clean

Практически с первых звуков бодрого военного марша мир Нового словенского искусства вновь раскрывает перед нами свое суровое тоталитарное лицо. И в этот раз лицо показалось ближе к электронному звуку Laibach девяностых. Очень много сэмплов, скретчей и синтезаторного звука. Конечно, для Laibach это никогда не было особенной новостью, но в 90-е такого рода тоталитарная «дискотека» была особенно характерна для их творчества. И вот, пришло время к ней вернуться, ко временам, когда тоталитарным чудищем можно было назвать Nato или же марксизм, ибо не Гитлером единым живо стремление поставить всех в строй.
 
Мне сложно судить, является ли новый альбом Laibach, Spectre, реакцией на актуальные вызовы нашего времени. Каждый их альбом являлся таковым, потому что проблемы в мире не сильно изменились ни по сравнению со временами, когда первый их вокалист Томаж Хостник покончил с собой, устав от преследования группы еще в социалистической Югославии, ни по сравнению с триумфом альбомов Opus Dei и Let It Be (1987-1988). Везде и всегда ницшеанский пафос их творчества, мучительного поиска сверхчеловеческого в человеке был востребован и актуален. Страшно и представить, что бы сказали, услышав нынешних Laibach, тогдашние их цензоры.
 
Они не изменились ни на йоту. Над мрачной, чеканной электроникой Ивана Новака все так же возвышается мрачный и выразительный, один из лучших на свете, голос Милана Франса, возвещающий о закате Европы, Америки, мира и проекта «человек» вообще (помните, еще когда-то они про Христа говорили, что его миссия провалена?) и призывающий присоединиться к ним. Виртуальное государство NSK вновь напоминает, что победят в бою лишь «скованные одной цепью, связанные одной целью», но сковаться и связаться они должны, конечно, добровольно. Впрочем, что такое добровольность, если сами же наши словенские гении намекают мрачно, что «сопротивление бесполезно»? Все встанете в этот ряд, да еще других за собой позовете. Под какими знаменами? Не знаю, но на альбоме есть песня Koran. Намёк?
 
И все же они не только тоталитарная агитбригада, призывающая под сферические знамена «общего дела против всех на свете», фашистского или коммунистического, или капиталистического. Иногда они дают и другие советы: просто умение сказать «нет», что до сих пор ставится ими высоко. Не означает ли это, что весь их тоталитаризм – он не о желании ходить строем, а о собранности, стройности и жесткости к себе собственного человеческого духа?
Наверное, все-таки, означает.
 
Оценка: 9 из 10

Media