Старый кинотеатр погружается в сумерки, и только что оживленно щебетавшая и жевавшая лакричные конфеты публика полностью обращается в слух. Тишина в аудитории на протяжении почти двух часов сеанса прерывается лишь эпизодическими всхлипываниями девушек. Этот зрительско-слушательский опыт могли разделить люди по всему миру. 8 сентября стало единым днем премьеры фильма One More Time With Feeling, являющегося плодом сотрудничества новозеландского режиссера Эндрю Доминика и группы Nick Cave & The Bad Seeds.
Для Ника Кейва эта кинокартина ‒ уже не первый опыт документирования собственной жизни. Двумя годами ранее он снялся в автобиографической, но при этом художественно срежиссированной ленте «20 000 дней на земле». Казалось, музыкант настолько слился со своим образом печального демонического рок-идола, что уже сложно отличить, где его настоящее лицо, а где искусная маска. С One More Time With Feeling всё получилось совсем иначе: прежде отгороженный непреодолимой стеной от всякого постороннего взгляда кумир наконец оказался готов открыто говорить с миром.
Осью сюжета является трагедия, постигшая семью Кейва. В июле 2015 года 15-летний сын музыканта сорвался со скалы и погиб. Пытаясь найти выход поглотившим его мыслям, сомнениям и чувствам, музыкант ушел в работу над новым альбомом. Когда же назрел вопрос о необходимости промокомпании для пластинки, Ник Кейв решил отказаться от традиционного формата многочисленных интервью, вместо этого призвав на помощь давнего коллегу Эндрю Доминика с целью создать документальный фильм о записи Skeleton Tree.
Фрагментарная киноканва пытается кадр за кадром восстановить полную картину расщепленного надвое (до и после) мира. Вот 3D-камера совершает головокружительный тур вокруг сидящего за фортепиано Ника Кейва, в то время как другая пара операторов сосредоточенно следит за дирижерскими пассами руками в исполнении Уоррена Эллиса. Повисшая было в воздухе строчка из песни прерывается техническими замечаниями звукорежиссера или чьей-то просьбой принести чашку горячего чая. После очередного дубля Кейв интересуется, хорошо ли выглядит его прическа, и все с готовностью заверяют его, что лучше и быть не может. Монологи музыканта («Люди вокруг очень добры ко мне. Но когда, черт возьми, я успел стать объектом жалости?») перебиваются бытовыми сценками.
Сами песни звучат как монологи, положенные на гипнотический грув и всплывающие, чтобы затем сразу утонуть в небытии, струнные. Музыкант признает, что переход от нарративного повествования с четким сюжетом к более абстрактной лирике, произошедший еще несколько лет назад и явно видимый на предыдущем альбоме Push the Sky Away, кажется ему логичным и единственно возможным вариантом в настоящий момент. Стоит заметить, что несмотря на смену творческого метода, стихи Ника Кейва по-прежнему полны сильных, ярких образов и, будучи продекламированы его неизменным глубоким баритоном, приобретают эффект заклинания. Если не проповеди. Однако музыкант по-прежнему далек от морализаторства ‒ единственное желание, которое двигало им при создании альбома Skeleton Tree, по его заверениям, было поделиться с миром своей болью.
Выходя из кинозала, люди хранят почтительное молчание, а, оказавшись на улице, первым делом просят поделиться сигаретой. Как признается Ник Кейв, после катастрофы такого масштаба человек волей-неволей становится другим человеком. После просмотра One More Time With Feeling кажется, что ты уже тоже никогда не будешь прежним.
Оценка: 8/10