Август 2011 года, небольшая деревушка под Призреном, что на юге частично признанной Республики Косово. Ирландский фотограф Шеймус Мерфи (Seamus Murphy) показывает поселение своей спутнице, английской певице и музыканту Полли Джин Харви (PJ Harvey), они неторопливо осматривают 15 покинутых домов и местную церковь (последнюю, правда, только снаружи), а также знакомятся с единственной жительницей деревни Загоркой (увидеть её можно на одной из фото Мёрфи). Женщина хранит ключи от домов и верит, что однажды сюда вернутся люди. Внимательно слушающая рассказ Загорки Харви что-то записывает в свой блокнот.

Декабрь 2012 года, Афганистан. Сильный ветер вздымает пыль на дороге. Окна машины, в которой медленно-медленно пробираются через город Шеймус Мерфи, Полли Джин Харви и их водитель-проводник, закрыты. Автомобиль практически не движется, намертво застрял в пробке, и к нему то и дело подбегают дети. Один мальчик стучит в стекло, которое покрылось тонким слоем пыли, мерцающей в лучах закатного солнца словно золото. Мальчик просит: «Доллар, доллар». Расположившаяся на заднем сиденье автомобиля Харви что-то записывает в свой блокнот.

Апрель, 2014 год, Вашингтон (округ Колумбия), США. Уже другой мальчик распугивает скворцов у Мемориалов ветеранов войны во Вьетнаме и Линкольна: сначала соблазняет птиц, притворяясь, что в руках у него корм, а затем одним резким движением заставляет всю стайку вспорхнуть и отлететь к стоящим рядом пластиковым стульям, да так и клевать пластик, пока мальчишка вновь не попадёт в поле их зрения, и они снова не купятся на его маленькую ложь. Наблюдающая за этой сценой Харви что-то записывает в свой блокнот.

PJ Harvey — The Hope Six Demolition Project




PJ Harvey — The Hope Six Demolition Project фото


1. «The Community of Hope»
2. «The Ministry of Defence»
3. «A Line in the Sand»
4. «Chain of Keys»
5. «River Anacostia»
6. «Near the Memorials to Vietnam and Lincoln»
7. «The Orange Monkey»
8. «Medicinals»
9. «The Ministry of Social Affairs»
10. «The Wheel»
11. «Dollar, Dollar»

В начале 1990-х, на волне популярности только что вышедшего альбома Rid of Me, который, по легенде, она написала, запершись в комнате и питаясь одной лишь картошкой, Полли Джин заметила в интервью старейшему и ныне не издающемуся культовому британскому журналу Melody Maker, что может представить себя 70-летней, исполняющей блюз в каком-нибудь баре, играющей на губной гармошке шамкающим, беззубым ртом. С тех пор Харви успела, помимо прочего, подружиться с Бьорк (Björk) и Тори Эймос (Tori Amos), завести роман с Ником Кейвом (Nick Cave) и посотрудничать с Томом Йорком (Thom Yorke), удариться в эксперименты с электроникой на Is This Desire? и получить все мыслимые и немыслимые награды и похвалы за Stories from the City, Stories from the Sea, сыграть на всём кроме ударных на Uh Huh Her и восполнить это нелепое упущение на White Chalk, сыграв на пиано как на перкуссионном инструменте. Наконец, в 2009 году Полли Джин выступила дуэтом с давним хорошим другом Джоном Пэришем (John Parish), а в 2011-м потрясла не только родную Англию, но и весь мир с Let England Shake. На вышедшем же в середине апреля The Hope Six Demolition Project Харви возвратилась к любимому блюзу, при этом она продолжила линию Let England Shake в плане тематики песен (стоит отметить, что в первую свою «экспедицию» в Косово Пи Джей отправилась как раз в 2011 году, практически сразу же после выпуска LES, то есть певица уже тогда задумала то, что позже превратится в The Hope Six Demolition Project), но переключилась c прошлого на настоящее.

После вылазок в Косово, Афганистан и США Харви решилась на ещё один опасный шаг и в январе-феврале 2015-го провела в лондонском Сомерсет-хаусе выставку-инсталляцию Recording in Progress, ежедневно закрываясь в стеклянном кубе посреди музея со своей группой и работая над песнями прямо на глазах у публики.

По словам Джона Пэриша, главный урок этого предприятия заключается в том, что музыканты научились спокойно принимать тот простой факт, что могут крупно облажаться в любой момент, какими бы ни были их опыт, техника и знания. Ошибки — это часть работы. Что касается Полли Джин, то её отношение к происходящему довольно точно выразил шотландский поэт Дон Патерсон (Don Paterson), редактировавший сборник стихов Харви The Hollow Of The Hand, который вышел в октябре 2015 и включает в себя тексты, ставшие лирикой The Hope Six Demolition Project:

В своём воображении каждый, кто любит её [Пи Джей] музыку, знает, что она находит опасность и устремляется к ней. Большинство из нас избегают драконов на подсознательном уровне, знаете ли. А вот инстинкты Полли, напротив, подсказывают ей зайти к чудовищу в гости и поинтересоваться, что из недавно увиденного, к примеру, в кино, произвело на него впечатление.

Многие скажут, что записывать рок-альбом о войне и несправедливости в 2016 году — это тоже своего рода битва с драконом или ветряной мельницей. Отчасти они будут правы, но с The Hope Six Demolition Project Харви и не претендует на почести, подобные «Masters of War» или «Give Peace A Chance». Наоборот, Пи Джей отбрасывает поэтический флёр, а вместе с ним и возможность скрыться за маской художника и наивно романтизировать протест. Она делает шаг в сторону, выступает в роли наблюдателя (и даже дала возможность каждому влезть в эту же шкуру во время Recording in Progress), становится невидимкой, лишь бы донести до слушателя главное. А главное, перефразируя Льва Николаевича, по Харви в том, что все несчастливые похожи друг на друга. Что нет разницы, первый, второй, третий или сто сорок шестой сегодня мир в объективе твоей фотокамеры и на острие твоего карандаша. Что повинны в это мы все и решения нет ни у кого. К счастью, есть музыка.

Текст: Кристина Сарханянц