Любая рецензия на трибьют Серебро и Слезы будет неизбежным повторением банальностей о том, почему выпускать его смысла не было. Башлачева не перепоешь, а любое музыкальное прочтение, отличное от его собственного темперамента, будет давить на материал и коверкать его. Можно упрекнуть Ревякина и в том, что многие имена были более чем предсказуемы. Но его стоит уважать хотя бы за то, что он сам явно отдавал себе отчет в том, что все эти упреки обязательно прозвучат – и все-таки выпустил его.
1. Время Колокольчиков — Дмитрий Ревякин feat.Калинов мост
2. Лихо — Юрий Шевчук feat. Калинов Мост
3. Петербургская свадьба — Александр Васильев
4. Спроси, звезда — Эдмунд Шклярский feat. Калинов Мост
5. Мельница — Константин Кинчев feat. Калинов Мост
6. Зимняя сказка — Гарик Сукачёв feat. Калинов Мост
7. Поезд (стихотворение) — Юрий Наумов
8. Чёрные дыры — Александр Ф. Скляр feat. Калинов Мост
9. Некому березу заломати — Сергей Богаев feat. Калинов Мост
10. Посошок — Вячеслав Бутусов feat. Калинов Мост
11. Все от винта — Дмитрий Ревякин feat. Калинов Мост
12. Петербургская свадьба (Бонус) — Дмитрий Ревякин feat. Калинов Мост
При этом я хочу сказать сразу одну вещь – альбом получился лучше, чем можно было бояться, но и шедевром он все-таки не стал. Увы, не всем удалось справиться с материалом так, чтобы это выглядело если не достойным выходом, то хотя бы не провалом. Позорного кавера здесь ни единого, но есть такие, пропустить которые и не выпускать было бы нормальным шагом. Впрочем, тут стоило бы помнить, что практически все каверы на альбоме (кроме Поезда и первой Петербургской свадьбы) играет группа «Калинов Мост». Это по-своему мудрый шаг, так как избыток собственно групп превратил бы трибьют в излишний винегрет. А тут есть какая-никакая четкая мысль, к тому же хорошо и узнаваемо аранжированная.
Самое интересное, что узнать тут «Калинов Мост» можно только на открывающей и закрывающей основную часть трибьюта песнях: «Времени колокольчиков» и «Все от винта», на которых солирует Ревякин. Его голос как бы сообщает каверам тот дополнительный сибирский, забайкальский объём всего «мостовского» стиля. И, в отличие от бонусной версии «Петербургской свадьбы» (самой жирной неудачи диска, которой вообще не стоило появляться), кавера эти – несомненная удача альбома. Дальше череду удач продолжают безумное «Лихо» в исполнении Юрия Шевчука (такой экспрессии от него, не считая «Иначе», не было года так с 2005, кабы не со времен расцвета питерского состава), вымораживающая версия «Петербургской свадьбы» от Саши Васильева (лучшая, по мнению Сергея Простакова песня о русской революции 1917 года и гибели русского Серебряного века) и язычески-колдовская (вот ирония-то) версия «Мельницы» от Константина Кинчева. Слушая последнюю, было бы уместно вспомнить историю Крабата, героя Отфрида Пройслера.
Близко и удачно подошел к песне «Спроси, звезда» Эдмунд Шклярский, даже странно, что на фоне играет Калинов мост, ведь он натурально звучит как Пикник. Затем, уже на финале один за другим идут другие большие удачи – экспрессивная «Некому березу заломати» от покойного ныне Сергея Богаева из «Облачного края» и трогательно-пронизывающий «Посошок», озвученный Вячеславом Бутусовым. А вот середина в исполнении Гарика Сукачева, Юрия Наумова и Александра Ф. Скляра скорее провисает. Все-таки, Москва не была для Башлачева так же органична (кроме Кинчева), как провинция с одной стороны (Шевчук, Ревякин, Богаев, Бутусов) и Петербург с другой (Васильев, Шклярский). Ну, а Юрий Наумов такой человек, что уж от него-то точно ждешь, что он Башлачева будет играть – все-таки, это один из величайших российских рок-гитаристов. Увы, уже обжегшийся один раз на песнях СашБаша Наумов пошел по пути наименьшего сопротивления и просто прочел стихи. Увы, это не совсем удача.
И вообще, даже удачные кавера не решают одну проблему – это не Башлачев, это попытки размышления Ревякина и друзей Башлачева над его творчеством и судьбой. Приблизиться и понять всю его судьбу, трагедию, творческую задачу и цель не получилось.
Но это не значит, что не надо было размышлять.