После обеих частей «Резонанса» группа Сплин оказалась наконец в том состоянии, когда никому ничего доказывать нужно, потому что уже незачем. Новый альбом – первая весточка этого умиротворения и победы над собственной историей. Все мы помним этапы большого пути, ведь история славы Сплина для нас еще не стала легендой. И нестабильная пропасть конца 2000-х, принятая далеко не всеми, кажется, окончательно позади.

Музыкальное родство группы Сплин с Radiohead на новом альбоме никуда не делось, но наконец оформилось именно в родство, а не в косящий под него музыкальный примитив. Васильев вдруг проявил себя и в качестве очевидного слушателя джаза, джаз-рока (Джа играет джаз) и даже хардкора (Окраины). Когда-то им был анонсирован «гиперхит», теперь слушатели вольны вступить в спор о том, какую же песню с альбома Александр Георгиевич имел в виду.


Но после нескольких прослушиваний совершенно обязательно должны запасть в память стартовые Пирамиды, проникновенные Храм и Небесный хор, напряженная День за днём. Но особенно стоит выделить угловатый и масштабный номер Окраины, потому что на нем получился очень уж неприглядный портрет собеседника. Это портрет среднестатистического жителя тех самых окраин, обывателя, который едва ли чего-то серьезного добился в жизни. Образ настолько точен, что бьет не в бровь, а в глаз. Даже странно, что он не стал еще поводом для травли Васильева в прессе.

Васичу 48, и по альбому заметно, что возраст его беспокоит и печалит своими подлыми приметами (особенно в этом смысле выразителен Реквием). От соотечественников в Окраинах до Бога в Черепе и костях. Финальная песня вообще интересно поворачивает развивающееся чувство тревоги в альбоме к какой-то высшей реальности, которая вроде как должна быть умиротворяющей и примиряющей, но оставляет нас один на один с собой. Мы покидаем альбом на открытом вопросе «возможно ли преодолеть тревогу от мира вокруг?»



Фото - Полина Балашова

Странно, но это первый альбом Сплина, который при прослушивании не заставил вспоминать ни один из старых альбомов – ни 1994-1997, ни 1998-2004 годов. Возможно, «Ключ к шифру» не так шедеврален, как они, но определенно более самодостаточен. И потому практически вровень стоит с альбомами старых времен.