Для многих людей ожесточенная зависть — самый сильный мотиватор. Кажется, в случае с Роджером Уотерсом это не так далеко от истины.
Судите сами. После успешной постановки шоу The Wall в Берлине в 1990 году и альбома «Amused To Death» ни успешные туры нулевых, ни реюнион 2005 года на Live8, ни ожидания фанатов не могли заставить Роджа отправиться в студию для записи нового альбома. Лед тронулся лишь после выхода альбома «The Endless River» в 2014-м под брендом Pink Floyd и гилморовского бенефиса «Rattle That Lock» год спустя.
Работа над альбом «Is This The Life We Really Want?», по словам самого Уотерса, заняла более двух лет, а в качестве помощника Роджер привлек звездного продюсера Найджела Годрича, известного по работе с Radiohead. При этом Уотерс отказался от сотрудничества со своей «старой гвардией». В записи альбома не принимали участие Грэм Брод, Анди Фэйуэзер-Лоу и Сноуи Уайт, костяк многолетнего уотерсовского аккомпанирующего состава The Bleeding Heart Band.
За струнные отвечал звездный композитор Дэвид Кэмпбелл, работавший над «Futuresex/Lovesounds» Джастина Тимберлейка, «Meteora» от Linkin Park, «The Astonishing» от Dream Theater и куче других знаменитых записей.
На первый взгляд, при таком впечатляющем списке исполнителей, результат кажется более чем скромным. «Is This The Life…» представляет суховатый звук, главными инструментами тут будут «жидкое» пианино, акустическая гитара и немного синтезаторов, почти нет ярких мелодий. Поклонники Floyd (те самые, которые ждали «нового Уотерса» последние 25 лет) явно разочарованы и будут активно искать аллюзии на классические записи группы.
При желании их можно найти в избытке. Например, в Smell the Roses есть цитаты из флойдовских Pigs (Three Different Ones), Have A Cigar, Dogs и много чего еще. Но нет главного — гитарного звука. В этом отношении «Is This The Life…» напоминает уже ставший классикой «St. Anger» от Metallica, в свое время огорошивший фанатов «кастрюльным» звуком ударных и полным игнором гитарных соло.
В поисках референсов для своих ушей, можно не заметить, что скромные аранжировки, в которых пауз больше, чем самих нот, вместе с почти апокалиптической лирикой и создают концепт альбома. А винтажность и вкрапления психоделии, которую привнес Годрич, учитывая вечную моду на ретро, делают звук альбома как никогда актуальным.
Саунд «вылизан» и точен, а звуковые эффекты (шум волн, крики чаек, звук испорченого телефона, цитаты из телепрограмм) как всегда безупречны. У Уотерса больше нет оскароносного Майкла Кэмена и слабой стороной можно назвать блеклые оркестровки.
Запоминающихся мелодий на альбоме и правда не много. Уотерс больше декламирует, чем поет, но его голос звучит на несколько порядков лучше, чем 10 и даже 15 лет назад.
Всех тех, кто ждал от новой работы открытия каких-то «дверей восприятия», ждет разочарование. Как и тех, кто увидит в альбоме очередную «поделку» охочего до сверхдоходов циника с откровенно левацкими взглядами. В мире, где даже переполненные энергией творческие люди устали от потоков информации и прессинга капитализма, в котором…
We don't pray for love
We just pray for cars
…вряд ли кто-то может высказываться столь просто и яростно, как Уотерс. Несмотря на глуховатые «дедушкинские» интонации, Роджер как никогда зол и энергичен, если не сказать разъярен. Он открыто говорит f*ck you! политикам и тем, кто получает прибыль от страданий людей. При этом, количество слов f*ck и sh*t может сравниться с подобным на среднестатистическом альбоме в жанре рэп, что тоже делает запись как никогда современной.
Новой мишенью Уотерса, в частности, стал 45-й президент США, который чуть ли не вдохновил музыканта на создание «Is This The Life…» .Титульный трек, который был известен ранее в качестве поэмы за авторством Роджера, включает отрывок из интервью Трампа вскоре после победы на выборах, а в Picture That музыкант высказывается более чем откровенно:
Picture a shithouse with no f*ck drains
Picture a leader with no f*ck brains
В Deja Vu Уотерс с иронией, будучи атеистом, представляет себя на месте бога. И, возможно, впервые намекает на свои проблемы с алкоголем, чего за ним никогда не замечалось:
If I had been God
I would have rearranged the veins in the face
To make them more resistant to alcohol
And less prone to ageing
Энергичная Smell The Roses, почти хит, посвящена обличению терроризма:
There’s a mad dog pulling at his chain, a hint of danger in his eye
И заканчивается почти цитатой из Doors:
Girl you couldn’t get much higher
Возможно, записанному в Лос-Анжелесе «Is This The Life…», в работе над которым принимало значительное количество американцев, не достает чего-то британского, но Уотерс давно уже стал космополитом, который имеет право говорить о мировых проблемах.
Но альбому, в отличие от «The Dark Side Of The Moon» или того же «Amused To Death» не достает мощного финала. Баллада A Part of Me Died, в которой Уотерс говорит, что лишь любовь и взаимная забота способны изменить человеческую природу вряд ли выглядит убедительно. Говорить «f*ck you!» злодеям, дуракам, политикам, бизнесменам, террористам и прочим у Уотерса по прежнему получается лучше, чем предлагать пути решения проблем.
«Я всего лишь написал об одной вещи… О том, что мы, человеческие существа, несем ответственность друг за друга», — говорит Уотерс в интервью журналу Rolling Stone.
Доносить свои идеи до нас с вами Уотерс будет с помощью концертов, в которых классика Pink Floyd будет соседствовать с новым материалом. При этом альбом «Is This The Life…» не будет исполняться целиком, что есть большой минус — услышать многое из него «вживую» было бы очень любопытно. Us + Them Tour, с которым рок-ветеран Уотерс сейчас колесит по Америке в будущем году переместится в Европу. Информации о концертах в России нет.