Группа Северный флот появилась в 2013 году, когда Михаил Горшенев умер, Король и Шут закончился, а его музыканты остались и продолжили играть. Обычно в индустрии такие группы паразитируют на фан-базе предыдущего успешного проекта, делают это не очень качественно и в итоге (по крайней мере, творчески) становятся дном.
У Северного флота было по-другому. Группа за три года выпустила два альбома, в которых максимально переработала свой бэкграунд и выдала очень емкий набор треков. В основном в жанре индастриала, но с читаемыми отсылками к тяжелому панк-року.
В этом изменении чувствовалось и музыкальное взросление, и сохранившиеся традиции позднего Короля и Шута. В итоге за небольшое время Северный флот нарастил свою аудиторию, и с ней даже пытался собрать Стадиум.
В апреле 2018 года группа выпустила третий альбом «Иной». Осенью его предварили синглом, засветили сразу три песни, которые диссонировали с содержанием предыдущих альбомов и вызывали много вопросов. Вопросы не отпали после выхода всего альбома. И это не значит, что он плохой.
Циклы
Фото - Иван Балашов
Альбом «Иной» кажется самым противоречивым из трех лонгплеев, выпущенных Северным флотом. Тут много нового и необычного, серьезно расширяющего наше представление о жанре, в котором работает группа. И тем не менее, большинство песен точно вписываются в общую концепцию развития, пересекаются с предыдущим творчеством, отсылают к нему или наоборот, выступают как антиподы.
Кажется, лучший трек альбома Здравствуй, страна! совмещает в себе открытый посыл с очевидным героем и обстоятельствами (Путин, выборы, телепропаганда) и другой намного более широкий социальный срез, где вместо имен — портреты персонажей, типичных для любого государства.
В каком-то смысле это один из вариантов пост-панка, когда прямое высказывание и глубокое погружение внутрь общественных отношений объединяются в одно целое. Очень похожие вещи делает Гребенщиков в своих последних сольных альбомах. И это показатель качества.
Страна – продолжение социальных тем у Северного флота, которые уже поднимались в песнях Красные реки и Революция на вылет. В них тоже характерно это совмещение пластов понятного и завуалированного, но не менее правдивого.
Фото - Иван Балашов
Вторая принципиально важная для понимания нового Северного флота песня – Вечный. Здесь нет тяжелого звучания или электронных элементов, характерных для группы, а вперед выведены голос и текст. В центре герой, такой же, как в Хароне, Реках крови или Крысолове, — соединяющий бога и сверхчеловека с его странным и всегда непонятным отношением к людям.
В мифологии Северного флота мы постоянно встречаем разных богов и сверхлюдей, которые по-разному относятся к простым смертным: используют, помогают, вредят, разрушают, строят. Каждый раз ни у людей, ни у богов нет ощущения, что все устроено правильно и движется так, как нужно. И в этом бессистемном хаосе существует человечество.
Сам альбом держится на каркасе из трех песен: Ином, Страннике и Самой темной ночи. Эта конструкция передает тот же внутренний мрак мизантропии, который мы наблюдали и на первом, и на втором альбоме. Так что стилистическая и концептуальная преемственность тут очевидна.
Кстати в заглавном треке Северный флот впервые записал фит – с Нуки из группы Слот. Ей досталась, скорее, партия бэк-вокала, чем равная доля, но в этой песне все звучит хорошо.
Эксперименты
Фото - Терри Уильямс
В соцсетях называют недостатком альбома то, что на нем меньше тяжести и больше лирики. Да, звук здесь и правда более лайтовый, но не думаю, что это из-за желания попасть в ротацию на Наше радио или заработать новую аудиторию «попсовой музыкой».
На такие изменения нужно смотреть шире. Группа много раз говорила, что не будет привязываться к жанрам и планирует менять стиль в соответствии со своими представлениями о том, что хочет играть прямо сейчас.
Главный эксперимент альбома – песня Ленинград. Тут все куплеты зачитаны речитативом, и это, конечно, очень интересно, но в итоге неудачно. Такой прием Северный флот уже использовал в других своих песнях (Надвигается северный флот, Мизантропия), но там он шел как очень уместная вставка – дополнение к основной части произведения, цитата или особенно важный фрагмент. Здесь получилось неорганично.
Но вообще эксперименты – это правильно, крутые группы должны постоянно меняться. И будут это делать, пока не превратятся в унылое говно. Перемены двигают мир вперед, смиритесь.