15 сентября Шары выпустили четвёртый альбом — «Малахит». В нём нет хита на уровне Дзифт или Завтра понедельник. Он состоит из 8 треков (а не привычных 10-11), но этого вполне достаточно, чтобы показать, что тандем вокалиста Васи Звездкина и барабанщика Максима Никонова не показывает ни одного признака творческого кризиса. Шары достойно пережили многочисленные ограничения: с начала года ребята провели один из своих масштабных туров и перевыпустили Слишком длинную ночь в новой аранжировке и с соответствующим клипом. В разговоре о сегодняшнем коллективе уже нельзя говорить о них, как об артистах, создающих некую safezone, свободную от страхов и переживаний. «Малахит» — это как слушать крик и постепенно увеличивать громкость, пока звуковой перелом становится настолько очевидным, что у формы, достигшей в своем окаменении высшей степени напряжения, оставаться прежней нет никакой возможности. И произойти такое «онемение» может перед всем тем, что в наивысшей степени отдаётся своей «mea maxima culpa».

Если с неразрешенными вопросами юности и референсами на My Chemical Romance было покончено на предыдущих пластинках — провокационных, грубых и даже абразивных, то «Малахит» наводит мосты между неочевидной глубокой печалью и разнообразно-тяжелыми инструментальными решениями с новой силой. Первый пункт кажется совсем надуманным из-за структуры альбома, очевидно не имеющего определенной тематики. Добиваться ее зачастую также бессмысленно, как продолжать жить разделениями релизов на форматы 20 века. Тем не менее грамотная работа над идейной подоплекой заслуживает отдельного уважения — и в новом альбоме повзрослевших Шаров она есть, что снова удачно уводит артистов от маргинального безэмоциональное насилия над умными словами, а «Смысл — это моветон» становится кодовой фразой только на уровне Бумажного самолетика.

Главная особенность, выводящая альбом помимо тщательной работы с вариативностью, состоит в его цикличности, проработки принятия новой реальности в своём темпе, удовлетворения запроса на новую искренность. Люди реагируют прежде всего эмоционально, включая защитные механизмы: а у «Малахита» они строятся по принципу перевернутой несколько раз пирамиды. В этой системе пластинка имеет начало в своём сердце, в бессловесной interlude — небольшой вставной секции внутри музыкального произведения — почти Молчанке, где «всё, что я тебе скажу — ты знаешь», а улыбатор еле заметно выходит из строя. В контексте альбома в целом как минимум необычно отказываться от типичных интро в пользу такой паузы — всё это ставит 8 разномастных треков в одну плоскость. 



Фото - ШАРЫ 

Если с моментами рефлексии всё понятно, то гнев вызывают не изменения сами по себе, а те потери, которые они несут за собой. Безэмоциональное языковое насилие в стиле макулатуры Пока не забуду своё есть одна из многих точек кипения, противоположная своему спокойно-акустически-элементному звучанию и способствующая нежному избиению арматурой. Добрая традиция вариабельности отлично продолжается в спаянной на грани романтики блюза и безумности спид-метала Сыграй это снова. Вне жанровых рамок такой ход — это изобретение велосипеда; заявление о том, что ребята делают альт, который не звучит как альт; шутки про неориентированность Улыбки Челси на уровне «Верка Сердючка пошла в грайнд-кор». Только вот резкий удар гонга — не точка и, очевидно, не конец питерской истории. При встрече с такой «окончательностью» невозможно обознаться потому, что для нее есть верный и неоспоримый критерий идентификации, — тотальность поражающего воздействия, как у «немой сцены» классических литературных комедий. Хочется, чтобы это правда сыграли снова, в ребяческой манере ортодоксально выпили кровь академизма.

В «Малахите» самые искренние песни, иногда даже слишком. И кажется, что наличие альбома было не вопросом, а скорее необходимостью. Смелые признания в смерти оптимизма; мазохистское переоценивание боли; страх, что изменения будут негативными исключительно в частном формате; ностальгически-редкое возвращение к звуку своих самых близких к поп-панку альбомов на фоне остальных треков (особенно ярко это можно проследить на фите с PYROKINESIS) — «Малахит» кажется местом, где оставшиеся у руля участники отводят душу и делают, что они хотят. Это желание сделать то, что парням по-настоящему интересно, становится еще более заметно благодаря сопровождающему промо-видео, напоминающему, что релизнут скорее видеоальбом. Очевидны параллели с условными пяти стадиями горя, взлета и крушений этакой теории Кюблер-Росс.

Можно сказать, что лирическое направление новых Шаров беднее, чем в предшествующих работах, вдохновленных не то чтобы социалочкой, а скорее осмыслением себя и мира вокруг. Вероятнее всего, это будет враньем, ведь группа с периферии страны всё равно продолжает заставлять школьниц одновременно плакать, танцевать и думать о смерти. Просто всё то же самое происходит немного по-другому, и никто не вправе обвинить Шаров в саморефлексии и пережевывании старых потрясений, как это делали Korn в Got the life.