Heavy metal в семье, живописи и битве с сатаной
The Devil’s Candy, или «Дары Смерти» – яркое кино об искусстве, семейных ценностях и противостоянии темным силам. И все это под heavy metal. Режиссер Шон Бирн создал вселяющий ужас фильм с отличным саундтреком. Не слишком оригинальный, но захватывающий сюжет на полтора часа сделает вас пленником потусторонних сил и страшных тайн.
Художник Джесси с женой Астрид и дочкой Зоуи покупают дом. Прощай, съемная хибара, здравствуй, семейное гнездышко. Дружная семья рок-н-ролльных мечтателей еле сводит концы с концами, Джесси пишет картины на заказ, Астрид весь день проводит на работе, Зоуи около 12 лет, она ходит в школу и ждет от родителей на день рождения гитару. Лучше Gibson Flying V, как у Кирка Хэмметта из Metallica, но можно и что-нибудь попроще. Словом, забот им хватает. Переезд в дом мечты должен был стать новой счастливой главой их жизни, но обернулся кошмаром.
В доме раньше тоже жила семья. Но мать и отец погибли в доме при странных обстоятельствах. А их сын превратился в маньяка, который провел большую часть жизни в психиатрической лечебнице. Но разве будет риэлтор, которому нужно продать дом, обращать внимание покупателей на такие мелочи? Да и не запугаешь байками семью крутых металлистов.
Напыщенное название «Дары Смерти» выбрано для российской аудитории, в оригинале же кинолента называется The Devil’s Candy. Конфеты дьявола, князя тьмы, для которого нет ничего вкусней и желанней невинной детской души. Крутая девчонка Зоуи, которая даже на уроках сидит в футболке Slayer, становится мишенью для посланника сатаны.
Слуга дьявола выглядит довольно непривычно. Добродушный немолодой дядя по имени Рэй в ярком спортивном костюме. Вы наверняка видели таких, как он, на прогулке в парке или в продуктовом магазине. Любит музыку, сладкую еду, в свободное время смотрит телевизор. А по ночам играет на электрогитаре, пытаясь заглушить голос сатаны в своей голове.
Шон Бирн намеренно оставляет историю жизни этого человека за кадром, мы не узнаем почти ничего из его биографии. Бирн не станет объяснять и разжевывать зрителю смысл и причины ужаса, создаваемый им ужас необъясним и бесконечен. Рэй убивает детей по приказу дьявола. Перед зрителем разворачиваются сцены повседневной жизни этого злодея, для которого служба сатане уже стала рутиной. Мы видим, что Рэй смотрит по телевизору, какая у него гитара, на какой машине он ездит. Чем больше подробностей на виду, тем больше возникает вопросов. Когда он в последний раз мылся? Откуда у него деньги? Что он ест, кроме конфет? Какое событие превратило его в детоубийцу?
Снять такой впечатляющий фильм Шона Бирна в том числе сподвигли невеселые события в профессиональной жизни. Режиссер вложил в свое творение много личной злости и разочарования. Прославившись после полнометражного дебюта «Любимые», он перебрался в США и, по неопытности, потерял много времени, по совету агента работая над чужими, неинтересными самому Бирну проектами. В «Дарах Смерти» автор показывает боль и отвращение к наделенным властью бездарностям, решающим, на что талант потратит свою жизнь.
Обратите внимание на двух персонажей – пожилого надменного арт-дилера в черном костюме и его красотку-ассистентку Мару. Так и хочется под пристальным взглядом ее накрашенных глаз пролепетать: «Ну да, я пару раз воровал телевизоры при жизни, но, может, не надо меня в котел? Я шустрый и исполнительный, могу за несколько минут разнести почту по всем кругам ада». Художник Джесси унижается перед Марой, канцелярской крысой, одетой с иголочки дьяволицей, умоляет посмотреть его новую картину и поговорить о его будущем с арт-дилером, которого, кстати, зовут Леонард Белиал. Белиал считает, что его время и внимание бесценно, он, как истинный демон, уговаривает художника забыть об обещании вовремя забрать дочь из школы. Ребенок подождет, ведь в твою мастерскую сегодня заглянул сам Белиал.
Живопись в фильме действительно связана с потусторонними силами. Картины для «Даров Смерти» написал известный современный художник, фотограф и маг Стивен Каснер. Его работы выставлялись во многих странах мира, пост-апокалипсис и видения потустороннего мира – его стихия.
Переданное в фильме ощущение наваждения, даже творческого экстаза, наверняка знакомо всем, кто пишет музыку, картины, стихи. Искусство, которое словно пришло в мир через твои руки, но тебе не принадлежит. Это чувствуется, когда ты, полностью захваченный творческий процессом, сделал что-то действительно замечательное, а затем не в силах объяснить, как у тебя это получилось. Художника Джесси пугают картины, которые он пишет, прислушавшись к незнакомому, влекущему голосу в сознании. Его кисть неведомым образом воплощает по-настоящему пугающие образы. Все это кажется герою таким чужеродным, отталкивающим и сулящим беду, что он решает уничтожить картину. Но занесенную над изображением руку с ножом останавливает неведомая сила. Власть и могущество в руках князя тьмы, а творческая натура Джесси – инструмент для воплощения жуткого замысла.
Голос, вселяющий страшное вдохновение, голос, призывающий к убийствам, создающий атмосферу надвигающегося кошмара. Режиссер сделал основной музыкальной темой фильма творение дроун-дум-метал-группы Sunn O))). Мистическая мелодия с призрачным речитативом проходит через весь фильм и создает определенное настроение. Этот повторяющийся речитатив вселяет ужас. По словам Шона Бирна, в металле есть импульс, адреналин и вызов, а в кино эта музыка также символизирует яростную динамику.
Но если тема Sunn O))) проходит через весь фильм и создает зловещую атмосферу во всем произведении, то выбранная для заключительных титров песня Metallica For Whom the Bell Tolls становится рациональным подведением итога истории. Будто исполненное горечи, но смиренное признание верховенства неведомых нам и далеко не всегда добрых высших сил. Во время титров, пока мы рассматриваем старинные гравюры на тему борьбы с дьяволом, голос Джеймса Хэтфилда рисует картину страшной битвы, в которой с трудом выжили самые храбрые воины: «For a hill, men would kill. Why? They do not know. Stiffened wounds test their pride. Men of five still alive through the raging glow gone insane from the pain that they surely know for whom the bell tolls». По мнению режиссера Шона Бирна, правильно подобранная песня в фильме может заменить диалог. И здесь For Whom the Bell Tolls идеально вписалась как символ бесконечного ужаса и злого рока.
Как же удалось хорошо зарекомендовавшему себя, но все же молодому режиссеру получить разрешение на использование музыки Sunn O))) и Metallica? С Sunn O))) были серьезные переговоры, музыканты внимательно изучили сценарий, прежде чем пошли навстречу. Metallica же удивили поистине неформальным подходом к делу. Они вполне могли запросить, скажем, полмиллиона долларов, но предоставили свою музыку для «Даров смерти» бесплатно. Режиссер Шон Бирн называет это чудом, но считает, что сами Metallica большие поклонники независимого кино, ведь это уже не первый случай, когда они позволяют бесплатно использовать свои композиции в фильме, идея которого пришлась им по душе. Но на этом чудеса не закончились. Узнав, что Metallica поддержали проект, Queens of the Stone Age, Slayer, Cavalera Conspiracy и Pantera тоже согласились сотрудничать, причем за минимальную плату. Словом, с саундтреком вышла интересная история в духе heavy metal.
Фильм «Дары Смерти» оценят любители хоррор-кинематографа. Интригующая атмосфера, отсылающая к классике ужасов, отсутствие приевшихся компьютерных спецэффектов, отличный подбор актеров и хороший сценарий с мастерскими сценами саспенса – вот главные плюсы этой кинокартины. Недосказанность, замалчивание самых страшных эпизодов, жестокость, прописанная лишь ассоциациями, оставляют простор для воображения и делают ужас безграничным. Нам показывают убийцу с пилой и художника с кистью. Мы видим потоки крови и удары, наносящие краски на живописное полотно. Раз наше сознание завершает этот образ, подбирает жуткие видения для полного представления о происходящем, раз нам все это так понятно, то что за демоны таятся внутри нас самих?
Понравится кинокартина и поклонникам по-настоящему тяжёлого и злого рока, чьи железные нервы требуют напряжения и тренировки. Любимая музыка в этом фильме задает настроение, является неотъемлемой частью образа жизни главных персонажей, помогает зрителю видеть разворачивающиеся перед ним события через нужную призму и даже служит развитию сюжета. Выход на большой экран фильма с метал-саундтреком – важное событие, актуализация музыкального жанра в современной культурной реальности. Андеграунд заманчив и прекрасен, но он забывается, это закрытый клуб по интересам. А «Дары Смерти» с завораживающей темой Sunn O))), напористым драйвом Metallica и бескомпромиссной брутальностью Slayer – высший пилотаж на тему «как заставить всех послушать лучшую музыку на свете». Кто-то работает над музыкальными вкусами соседей, включив любимую группу погромче, но Шон Бирн – металхед с большой буквы, он снял фильм с щедрой порцией металла на хорошей громкости, который был обязан послушать каждый, кто пришел в кино.
«Дары Смерти» – с душой снятый хоррор с отличной музыкой. Тот случай, когда искренний подход помог создать выдающееся произведение. Антипод продукта массового кинематографа, рассчитанного на то, чтобы заработать денег и помочь публике убить время. Но «Дары Смерти» лучше не смотреть одному, здесь хоррор – это не ярлык, это предупреждение.