У The Mission в России довольно странный статус. Большинством слушателей группа воспринимается как бледная тень великих The Sisters of Mercy, как невнятный, слабый отросток гордого, раскидистого, и далеко немолодого дерева, которое мы условно назовем «олдскульной готикой». Немолоды и сами The Mission, но дело не только в этом, и даже не в специфике музыкального восприятия пост-советского пространства. Дело в самой «Миссии».
В 80-е журналисты приписывали группе возвращение эстетики «большого рок-н-ролла» в новую волну и пост-панк, а Эндрю Элдритч заявлял, будто «Уэйн Хасси складывает заезженные клише в бессмысленные строчки». Откат к мейнстриму или протест против протеста? В 90-е группа перестала быть группой, продолжив существование скорее как сольный проект Уэйна. Скучно и непонятно? Наконец, лишь недавно The Mission вновь собрались практически в золотом составе и выпускают уже двенадцатый студийный альбом. Да что в них такого и кому этот альбом сдался, спросите вы?
The Mission — не просто «дедовский» рок-н-ролл с «хорусом» вместо «перегруза». Это, прежде всего, большое число хитовых композиций (речь не только о Butterfly On a Wheel и Wasteland), впечатляющие вокальные данные господина Хасси, а также жанровое разнообразие, основательно скрепленное целым ворохом фирменных фишек. А если и этого мало и вы «лучше еще раз переслушаете скудную дискографию «сестер», то вот вам еще аргумент: по словам Уэйна, «Another Fall From Grace» — связующее звено между двумя дебютами, сестринским «First & Last & Always» и первой пластинкой «Миссии», «God’s Own Medicine». Интригует?
-
Another Fall from Grace
С первых же секунд становится ясно: в отличие от предыдущего «The Brightest Light», на новом диске The Mission нет места для блюзовых и рок-н-ролльных тонов. Вместо «язвительного When you get to my age the candles cost more than the cake («Когда доживешь до моих лет, свечки окажутся дороже торта») Уэйн тихо напевает Oh how time has changed my habits («Как же время изменило мои привычки»). Хотя с музыкальной точки зрения все звучит наоборот весьма предсказуемо — холодный бас, атмосферные ударные, гитары со знакомым налетом фолка, прозрачный женский бэк-вокал, в исполнении которого подозревается Джулиан Реган… Это тот самый случай, когда фирменный почерк исполнителя идентифицируется безошибочно, даже при беглом первом прослушивании.
Вступительная композиция — задумчивая, мечтательная, вкрадчивая — носит хрестоматийный характер, намекая нам на грядущий опыт прослушивания.
-
Met-Amor-Phosis
Метаморфозируя в первый сингл, альбом продолжает заданную тему, в центре которой — фигура умудренного жизнью музыканта, черпающего вдохновение в собственных демонах. With age comes change, with change comes life («С возрастом приходят перемены, а перемены несут в себе жизнь») — эти простые строки, положенные на полотно из электронного ритма и гитарных хитросплетений Хасси и Саймона Хинклера, невольно врезаются в память. Там же обосновываются и отсылки к последнему релизу Дэвида Боуи. А вот бэк-вокал Вилле Вало можно было записать повыразительнее — и без того хитовая вещь от этого бы только выиграла.
-
Within The Deepest Darkness (Fearful)
Меланхолично-оптимистичный настрой уступает место мрачной стилистике третьего номера пластинки. Гипнотические гитарные мелодии и невероятно сильная партия перегруженного баса создают атмосферу тихого отчаяния, а трагичная подача Уэйна, сдобренная бэками в исполнении Гэри Ньюмана, проникает куда-то под кожу, заставляя вздрагивать от слов Solitude can be a toxic state of mind («Одиночество может отравлять сознание»).
-
Blood on the Road
Одна из моих любимых вещей. Blood on the Road запоминается гитарным лейтмотивом и общим настроением, достойным бессмертной First & Last & Always. Серьезно, эта вещь в каком-то смысле заново расставляет точки над «i», наглядно демонстрируя, насколько важным был вклад Хасси в альбом, который, без преувеличений, можно назвать краеугольным камнем готик-рока.
-
Can't See the Ocean for the Rain
При прослушивании этого трека в голове невольно всплывают слова Эндрю Элдритча, заметившего, что ему хотелось бы «писать хиты в том смысле, в каком хитами становятся песни R.E.M». По мне, это как раз тот случай — яркий «джэнгл» акустической гитары, выраженная «вокальность» и образность композиции добавляют в копилку The Mission новые баллы, подсчет которых обещает быть занятием весьма увлекательным.
-
Tyranny of Secrets
«Тирания секретов» — крепкий пост-панковый боевичок в духе ранних работ группы. Вещь может похвастаться убедительным звучанием, но вот ярким мелодизмом — едва ли. Ну да и шут с ним! Все же любят, чтобы проходные вещи были энергичными, а не заунывными, верно?
-
Never's Longer Than Forever
Едва уловимый готический оптимизм ненадолго возвращается, знаменуя вторую часть альбома. Песня открывается живым звуком ударных, что несколько выбивается из концепции альбома, но ничуть его не портит; в конце концов, Майк Келли — прекрасный барабанщик, и почти не слышать его среди механических ритмов драм-машин немного грустно. Рисунки гитар и баса переплетаются с протяжными вокальными пассажами Хасси и легкими, как воздух, бэк-вокальными партиями, в исполнении которых подозревается Эви Вайн.
-
Bullets & Bayonets
Вступительные звуки восьмого трека отсылают нас к вечной классике: именно такие сэмплы ударных использовались в Night Clubbing с The Idiot Игги Попа. Темой песни неожиданно выступает революция 17-го года, а именно ее мрачная, террористическая и смертоубийственная сторона. И нет спасения от пуль и штыков…
-
Valaam
Следом идет своеобразное аутро к предыдущему треку, в котором Уэйна вовсе уносит — тут и фрейдовское стремление к смерти, и бессонница, и молитвы… Определенно, связка Bullets и Valaam — одна из атмосфернейших на альбоме, но, забегая вперед, скажу, что пальма первенства в этой номинации, на мой взгляд, принадлежит не ей.
-
Jade
Пожалуй, вот она — самая драматичная и проникновенная композиция альбома. Уэйн нещадно использует свою способность входить в резонанс с самыми надрывными струнами души, даря слушателю то самое удовольствие от грусти. Грусти не напыщенной и неестественной, а совсем другой — какой-то очень понятной, личной, и потому еще более трогательной. А соло, а тревожный перебор, крадущийся за каждым припевом… Невероятный номер, настоящий пик «Another Fall From Grace».
-
Only You & You Alone
Звездный час Крэйга Адамса настает лишь под конец альбома, зато при каждом следующем прослушивании пластинки приятное предвкушение вступительных звуков баса гарантированно. Кроме того, этот готический гимн таит в себе сюрприз — на сей раз партии бэк-вокала исполнил не кто иной, как дорогой Мартин наш Гор! Голос его слышен куда отчетливее партий Вилле Вало, но что еще важнее — он идеально сочетается с голосом Уэйна Хасси. А если вам в голову не приходят примеры обратного, поищите кавер Билли Коргана на песню Bee Gees To Love Somebody, спетую дуэтом с Робертом Смитом…
-
Phantom Pain
There‘s no logic to my way of fucked up thinking («в моем гребаном образе мышления нет никакой логики») — да уж, послесловие, что надо. Именно так финальный трек и воспринимается — как еще одно аутро, вроде Valaam, но более насыщенное и распространенное. Да и подводить итоги под эти гротескные звуки – милое дело, ведь тут и причудливое соло саксофона, и сэмплы ударных времен F&L&A, и благозвучный контраст между монотонными куплетами и яркими припевами…
Есть ощущение, что на предыдущем ЕР, «Different Colours», The Mission как бы нащупывали направление дальнейшего развития, и, в какой-то мере, ошиблись. «Цвета» все-таки были очень похожи на «The Brightest Light», альбом более разнообразный, но не такой атмосферный, как «Another Fall From Grace». Здесь чувствуется качественный подход прежде всего к звучанию пластинки в целом, а уже потом — к каждому треку в частности.
Именно поэтому, например, не с первого раза запоминаются такие вещи, как Tyranny of Secrets или Bullets & Bayonets. С другой стороны, Met-Amor-Phosis, Within the Deepest Darkness, Blood On the Road, Can’t See the Ocean for the Rain, Jade, Only You & You Alone и Phantom Pain остаются в памяти с первого прослушивания, а это уже как минимум половина диска! Прибавьте к этому все поводы для прослушивания, что я описал во вступлении и… Доброго вечера!