С наступлением Нового года многие ждали выхода третьего полноформатника The XX. Кто-то как появления желанного младшего брата или сестры, кто-то с заготовленными запасами желчи. И вот, в пятницу тринадцатого в первый месяц зимы альбом «I see you» стал доступен для прослушивания.
Первый альбом The XX 2009 года вознес Роми Мэдли Крофт, Оливера Сима и Джейми Стюарта очень высоко. Завышенные ожидания от второго диска немного подпортили фанатам впечатления от результата, хотя лично мне «Coexist» понравился больше «XX». Третий альбом – новый итог творчества группы и жизни ее участников, которая, кстати, складывается по-разному. Оливер лечился от алкоголизма, Джейми стал одним из топовых мировых ди-джеев, выпустив покоривший многие чарты сольный альбом «In colour», а Роми Мэдли Крофт решилась узаконить свои отношения с любимой девушкой Ханной Маршалл. Главный вопрос к этому альбому — осталась ли та магия, которую музыканты однажды явили миру?
Первый трек, Dangerous, добавляет новый оттенок в творчество группы. Эта песня словно момент, когда ты находишь в себе смелость выйти из темного угла на танцпол и плевать, что будет дальше. Страха нет, остаются лишь эти звуки, счастье и ты. И да, фанфары великолепны. Для первой песни альбома эта композиция – лучший вариант, она удивляет и зовет пойти дальше.
Say Something Loving – нежнейшая песня, в которой голоса Роми и Оливера отлично дополняют друг друга, рисуя причудливые узоры на замерзших стеклах зимы. The XX вновь поют о, казалось бы, самых банальных вещах, но важно то, КАК они это делают.
Lips – интимный номер о сводящей с ума страсти коротких отношений, с сэмплом, отсылающим к фильму «Великая красота» Паоло Соренитно. Привычные гитары и темп, но химия коллектива работает, песню никак нельзя назвать плохой.
A Violent Noise — именно та композиция, после которой понимаешь, что ожидание пластинки было не напрасным. Это песня о поколении, оглушенном слишком громкой музыкой и обесцененными отношениями, потерянном и отчаянно ищущем направление движения в мире, который этих направлений предлагает слишком много. Композиция минималистична, в лучших традициях коллектива, с развитием, постепенным погружением и кульминацией.
Performance, как мне кажется, ближе к первому альбому группы, чем другие песни с «I see you». Наверно, именно поэтому она нравится даже людям, критикующим альбом. Это очень простая песня, искренняя, честная. Роми выходит на первый план и делает это со всей душой. «Когда моё сердце разобьется, я устрою представление, я сделаю вид, что ничего не случилось». Многим знакома эта боль, расплескавшаяся между строк. Иногда музыка нужна, чтобы вспомнить о ней.
Replica – очень тихая и спокойная композиция, своеобразная передышка между предыдущим и следующим переполненными эмоциями треками.
Brave For You – самая светлая песня альбома. О том, как в самые трудные моменты мысли о тех, кого мы любим, помогают нам быть храбрыми. Интересная ритмика, характерные звуки гитар и чарующий голос Роми вершат волшебство, помогают верить в лучшее.
On Hold недаром стала первым синглом альбома. Песня объединяет некоторую новизну звучания коллектива, бОльшую, чем обычно, танцевальность и ту проникновенность текстов, за которую мы и любим The XX. Тут явно слышен Джейми, от сэмплирования до ритма композиции, ее структуры.
В предпоследней песне альбома I Dare You тоже четко слышно электронное сердце, но она оставляет очень теплые чувства, благодаря прекрасному припеву и запоминающейся гитарной мелодии.
Test Me почему-то не запала в душу. Не могу не отметить эпичность звуковой дорожки и особую атмосферу. Для завершения пластинки вполне подходит, но чего-то немного не хватило. Я нашел это в остальных песнях альбома, поэтому не жалуюсь.
Пара слов о бонус-треках. Оба хороши и вполне вписываются в общую канву. В Naive вновь слышны вокальные сэмплы, и они вновь к месту. Именно наивность и подростковая обнаженность души цепляют в творчестве группы, здесь они есть. Seasons run с ее хлопками в ритме гораздо больше подходит для завершения альбома, чем Test me, она более взрослая, позитивная, более красивая. Хотел бы под нее постучать в ладоши в такт на концерте группы.
Что мы имеем в сухом остатке? В сравнении со многими другими коллективами инди-сцены The XX по-прежнему впереди, ребята не растеряли аутентичности и души. Их совместная магия претерпевает изменения, но все равно остается чем-то особенным. В сравнении с собой 2009 года The XX растут, меняются, и это абсолютно нормально.
Музыка начинает занимать чуть больше альбомного пространства, и это не идет во вред. Вокалистам и ди-джею удается достучаться до множества сердец по всему миру, это важнее всего. Многие критикуют пластинку за уход от корней того, что делала группа раньше, а для меня это скорее признак стремления вперед, развития, без которого творческому человеку ну совсем никак. Важно увидеть главное, почувствовать сердцем, отбросив лишние размышления, название альбома недвусмысленно об этом напоминает.