Человек как живое существо просто «вброшен» в этот мир. Если растения, животные, находясь в мире, всегда остаются таковыми, то человек не всегда становится человеком и не всегда им остается. Индивидуальную сущность ему никто не преподносит — он сам ее создает. Поэтому человек, осознав свое отличие от других, должен создать модель собственного бытия, свой мир, свое мировоззрение. Но сделать это трудно, и, видимо, не каждый способен на это. И вообще, человек стремится отказаться от решения такой задачи. Ему легче жить «как все», он хочет слиться с логикой вещей, жаждет раствориться во всеобщем и забыть свою свободу. Она ему не нужна. Ему невыносим сам акт выбора. Он хочет жить комфортно внутренне, а выбор — всегда дискомфорт.
Не умея и не желая ответить себе на вопросы: откуда, куда и зачем я иду, человек пытается уйти от главного — проблемы абсурда смерти — в повседневность обезличенного человека. Эта жизнь есть «неподлинное» существование. Человек оказывается всего лишь «сторожем бытия», при бытии, тогда как по определению он должен быть «пастырем бытия». Г. Кирленко, Е. Шевцов. «Современная западная философия. Философия экзистенциализма».
Много времени прошло со времен космического путешествия Зигги Стардаста, а темная бездна вселенной все так же продолжает манить людей. В реальности White Lies черным метафорическим космосом, притягательным и опасным, стал большой город. У White Lies — Big TV — третий, студийным альбомом группы, и основная концепция его выстроена вокруг отношений молодой пары, покидающей тихий провинциальный городок в поисках лучшей жизни.
White Lies — Big TV (2013)
Перед тем, как читать «разбор полетов», хотелось бы сказать несколько вещей:
1. Для того, чтобы полнее раскрыть авторский (White Lies) замысел (в нашей, разумеется, интерпретации), в обзорах некорых песен мы позволяли себе смешивать строки песен музыкантов со словами рецензентов. Это не ошибка и не помарка. Так нужно.
2. Альбом музыкантов гораздо более глубок, чем может показаться на первый взгляд. Вся его концепцпя выстроена на базе философии экзистенциализма. Именно поэтому вместо предисловия мы позволили себе взять цитату из учебника по современной философии.
1. The Big TV
Открывается альбом одноименной композицией. Мелодия ее по — первопроходчески оптимистична, бодрый ритм рисует перед слушателем картину лучшей жизни, которая маячит впереди — только руку протяни. Под такую песню хочется просыпаться по утрам. Она бодрит и вселяет уверенность в сегодняшнем дне: да, именно сегодня должно случиться что-то чудесное. Сегодня начнется новая жизнь. И на этот случай я уже успел забить комнатку в даунтауне — в ней есть кровать и широкоформатное ТВ! О, чудо из чудес!
Вся ирония заключается в том, что квинтессенцией образа новой жизни и большого города становятся (о эта жизнь!) койка и ящик. Ведь широкоформатное ТВ и большой экран — это так здорово. Они помогут мне избавиться от одиночества, да. У меня есть комната и в ней — ТВ, а значит, все будет хорошо.
От сознания этой жизненной иронии нам, сторонним слушателям, хочется намылить веревку, но факт остается фактом. Музыка бодрит, как пионерская побудка, а текст наивен, но наивен до жутких мурашек по коже. Почему? За этой наивностью скрывается ужасная реальность: телевидение и кровать — далеко не самые важные атрибуты настоящего счастья. Да и можно ли измерить счастье вещами?
2. There Goes Our Love Again
Пожалуй, одна из самых подвижнических и жизнеутверждающих песен с альбома. В ней тема дороги, которая обязательно должна привести к лучшей жизни, доходит до абсолюта. Наша любовь начинается снова, и я не ухожу далеко, я обязательно приду домой (даже несмотря на то, что дом — полная безнадега). Оплети мое сердце коконом, вновь научи его любить.
Слова вроде бы замечательные. И музыка не уступает им — под эту песню надо шагать за порог, именно с таким настроем и идут навстречу светлому будущему по гладкой дороге под голубеющим небом. Попахивает дешевой мыльной сказкой, подумаете вы. Но для нашей пары — лирических героев альбома White Lies — в ней нет и грамма мыла, зато есть тонна надежд на то, что там, в той жизни в даунтауне, все обязательно сложится. Компоненты счастья уже были названы в прошлой песне. Так чего же мы ждем? Смелее за порог. Я же не ухожу далеко.
3. First Time Caller
Музыка становится мягче, темп песни выравнивается и кажется намного спокойнее предыдущих, хотя все так же полон света и радостных надежд. За порогом уже ждет машина, а в ней — девушка, которая жаждет того, чтобы ее любили сильнее, чем любит она. Вам не кажутся наивными эти строки? Нам — нет. Подумайте о тех, кому казалось, что настоящая жизнь — это не то, что происходит вокруг, а то, что показывают с экранов. Конечно, по сравнению с телевизионными страстями тихая, стойкая любовь выглядит бледной и старомодной. Впервые — зовущая, и долгое время — внимающая. Пора уже безмолвным, наконец, разрезать воздух звуками своих голосов. Путешествие начинается.
4. Mother Tongue
Жизнь в городе оказалась не такой, какой ее показывали по телевизору. Большая жизнь — большие проблемы. Например, кредитки и сладковатая белая пудра. Что сказала бы мама, если бы увидела, что ты с собой сделал?
Позади уже почти половина альбома. Музыка набирает обороты, становится агрессивнее. Наивные, бодрые ноты первых композиций исчезают, тонут в мрачном демонизме большого города. Светлые огни неоновых реклам больше не обманут наигранной приветливостью. И это немного непохоже на то, что обещало нам ТВ.
5. Getting Even
В каком-то смысле эта композиция стала переломной в альбоме. В ней окончательно исчезает оптимизм и детская наивность, перед нами предстают уже взрослые проблемы: пара, за которой White Lies позволили нам наблюдать, находится на грани разрыва. Текст уже не сквозит жутковатой иронией, в нем музыканты пытаются развернуть полномасштабную трагедию в формате конфликта двух. В принципе, текст песни добр, пусть местами и жалостлив, но все же не приносит нам ничего нового. Провинциальная новизна слезает, как слезает когда-то яркая эмаль, и альбом становится… Более будничным? Городским? Привычным?
Тем не менее, выдающееся, на наш взгляд, место в этой песне все-таки есть:
It’s the worst part of the best of me, best of me
Love and trying so hard to be free
Согласитесь, прекрасные слова. Недаром именно они становятся кульминацией композиции. Любить — и изменить себя ради другого, или все же остаться верным себе — и свободным, в том числе и от любви? Снова этот мерзкий выбор.
6. Change
Перед нами уже вполне себе обычная баллада на тему: «я никогда не мог измениться». Как мы понимаем, девушка от лирического героя все-таки ушла. Вокалист White Lies Гарри Маквей подтверждает это лирическими стонами. Мы уже не видим накала страстей, все мосты были порушены. К сожалению, существенно стихает и интерес к музыке: настроение альбома становится более тоскливым, а философия человека, «вброшенного в этот мир» (интересующимся — почитать экзистенциалистов и Хайдеггера в частности), вначале бившая концентрированным ключом, начинает размазываться от песни к песне, утопая свою самобытность в ручьях псевдо-философских страданий.
7. Be Your Man
Атмосфера снова наполнятся оптимизмом. Ритм ускоряется, синтезатор и гитары сливаются в слезливо-приторную мелодию: о да, наши герои снова вместе! За них мы очень рады, а за музыкантов — уже не очень. Дух новизны испарился, перед нами — очередная мыльная сказка о счастливой любви. А вы думали, что другие показывают по широкоформатному телевидению?
8. Tricky To Love
Если вы все еще не устали читать о любовных похождениях нашего провинциала, спешим уверить: страсти снова накаляются, любовь снова проходит проверку. А не слишком ли проворен герой, не слишком ли хитра его любовь? Честно говоря, нас все эти бесконечные перипетии уже несколько утомили. Интересно было наблюдать за стартом и развитием, но к финалу альбом явно «сдувается» — и в смысловом, и в музыкальном отношениях. Перед нами теперь — обычное инди, пусть и выдержанное в космической концепции альбома.
9. Heaven Wait
И снова — мрачная баллада. Акустические фортепианные аккорды, потусторонний звук, глубокий голос вокалиста. Неужели все, что было — всего лишь ложь? Где же причины жить и умирать? Подожди, рай, подожди меня. Вспоминается вторая, жизнеутверждающая песня с альбома, в котором, как заклинание, повторялись слова о том, что любовь начинается сначала. Теперь же заклинанием звучат слова — «подожди». Мрак , горечь и отчаяние. Ни следа от прежних радужных надежд — и полный крах. Какая ирония. Неужели рая нет? А если рая нет — то что же нам тогда показывали по телевизору?
Название альбома — The Big TV — тем самым оправдывает себя полностью. Последний вопрос — почему тогда на обложке — космонавт? Когда человек оказывается в открытом космосе, он — абсолютно одинок и абсолютно беззащитен перед вселенской пустотой. Но подчас ту же космическую пустоту мы можем найти в любом большом, и даже не очень, городе. А часто — внезапно осознаем ее в себе самом.
Media
[soundcloud url=»https://api.soundcloud.com/playlists/22737071″ params=»color=000000&auto_play=false&hide_related=false&show_artwork=true» width=»100%» height=»380″ iframe=»true» /]