Фолк и околофолк традиционно считаются в России одними из самых конкурентноспособных жанров тяжёлой музыки. И что сказать, когда одними из главных корифеев жанра в мире считается Аркона с их мировыми турами и контрактом с Napalm Records, это приковывает и к другим артистам дополнительное внимание. Фолкеры же оказываются и главными претендентами на то, чтобы стать гостями главного метал-смотра Европы в Вакене. Что же, в этих условиях музыкальным критикам, не искушённым в тонкостях пост-рока и инди-попа, стоило бы обратить на брутальные фолковые дебри больше внимания и просматривать придирчиво максимально возможное количество молодых артистов. Тем более, что последние пять лет интерес к Восточной Европе повышенный, в том числе и из-за культурных новинок. Экранизация Князей Хаоса в 2018 году дала некоторую почву для новых разговоров о блэке (ну или скорее для новой волны мемов о Варге Викернесе, которому не понравился «толстый еврейский актёр»). Почва для фолка же и массового угара по нему хорошо подготовлена тем же Ведьмаком (особенно сериалом 2019 года).

Woodscream — одна из групп, которые успели хотя бы отчасти, но всё-таки схватить птицу счастья фолка за хвост. В конце концов, не каждая российская клубная группа может похвастаться хотя бы и единичными выездами в Европу и участием в отборе аж на сам Wacken Open Air. Дополнительно интерес к группе должен подогревать только что вышедший альбом «Варево».

Если на предыдущих альбомах Woodscream шли скорее в фарватере стандартного еврофолка в околокельтском, окологерманском или околоскандинавском духе, то новый альбом можно трактовать как попытку возвращения уже к отечественным, славянским корням. Вряд ли новый альбом поколеблет позиции традиционного пэйган-метал — слишком уж очевидна разница калибров с Butterfly Temple, Омелой или даже Калевалой, но как минимум с собственными же произведениями соревнование получилось интересное. Перемена тематики позволила альбому стать не просто робкой пробой сил на новой-старой почве.

Очевидно группа стремится показать товар лицом. Заглавная песня, открывающая альбом, оказывается и самым хитовым номером — трансовые барабаны, мрачный, нарочито списком составленный текст о варке ведьмой явно не на доброе дело предназначенного зелья, периодически возникающие для дополнительно мистической атмосферы клавиши — в сочетании с новыми, ранее не слыханными интонациями вокала Валентины Цыгановой эффект оказывают убойный. По крайней мере, памятные всем геймерам ведьмы с Кривоуховых топей вполне могли бы одобрить это самое варево. Как и зрители концертов, если осенью 2020 года таки начнётся сезон.

Заданный стартовым номером настрой продолжает развиваться в дальнейших песнях. Однако нельзя не отметить, что первая половина альбома вышла бодрее и хитовее второй. Если идущая второй Волчица не уступает Вареву, а старый концертный хит Водяной давно просился на альбом, то дальше многие песни вроде и сделаны добротно, но не покидает ощущение, что они скорее призваны добить хронометраж до полноценного альбома (с необязательным инструменталом Прощание как раз минимальный порог в 36 минут преодолевается). Последний эмоциональный пик — Мавка — помогает поддержать интерес к тому, чтобы прослушать альбом до конца, но глобальной точкой те треки, что идут потом, не выглядят. Из чего можно сделать вывод, что гонять по кругу именно весь альбом будут разве что совсем отчаянные фанатики. Тем более, что для человека со стороны альбом никаких музыкальных новинок и цепляющих фишек не несёт.

С другой стороны, столь трогательное внимание к своей ядерной аудитории выглядит не менее достойным похвалы. По крайней мере, потому что в канву традиционной живой программы группы Волчица и Варево должны вписаться вполне органично и занять по праву место рядом с давно полюбившимися зрителям Аланом и Балладой о реке Шэннон. И всё же вопрос остаётся в том, чтобы искать новых зрителей — и тут пока «Варево» с несколькими хитами в первой половине выглядит хорошим, но не образцовым шагом. Непонятно, правда, на месте, в сторону или вперёд. Но вроде бы не назад.