В России нет ни одного человека, который бы не знал Земфиру. Ей вручают награды за вклад в культуре, а ее имя упоминается в учебниках по истории. Предыдущий альбом «Жить в твоей голове» был выпущен с большим размахом: грандиозный тур, сотрудничество с Queen и 2 миллиона проданных копий за первый месяц. Мир затаил дыхание, когда певица объявила о прекращении карьеры, но спустя 8 лет она снова возвратилась с новой пластинкой «Бордерлайн». Бордерлайн переводится с английского как «граница». Действительно, в этой работе исполнительница подводит некую черту не только своего творчества, но и жизни в целом.
Фото - Лев Гиллер
В «Бордерлайне» Земфира обратилась к британским напевам: первый трек Таблетки напоминает работы Пи Джей Харви, а баллада Пальто сравнима с работами Битлз. Несомненно, чувствуется влияние горячо любимого Тома Йорка: лаконичные и местами брутальные аранжировки выполнены как раз в его стиле. Гармоническая линия местами повторяет лучшие работы брит-попа, в частности Coldplay. Большой акцент был сделан на бас-гитаре: на альбоме этот инструмент становится главным, с его помощью автор-исполнительница выражает свои чувства. Помимо исключительно роковых работ, альбом разбавлен и поп-музыкой. Например, песня «Абъюз» выполнена в лучших традициях синти-попа, а последний трек Снег идет навеян Бьорк времен легендарного Homogenic. Лично для себя, я отметил балладу Жди меня, которая, по словам Земфиры, является «лучшей ее песней за многие годы». В ней артистка, строгая и серьезная, открывается слушателю с новой стороны: она тоже может любить, она тоже может писать о любви, и она тоже надеется на лучшее. В качестве аккомпанемента звучит фортепиано, которое, словно ветер, ведет вперед. К концу трека добавляется партия струнных: теперь полет не кажется таким невозможным.
Земфира подводит «бордерлайн» и в лирике. По сравнению с предыдущими работами, чувства уже не кажутся такими тленными, в своих текстах исполнительница относится к жизни философски, хотя рассуждает и на социальные темы (Абъюз), а также все еще пытается справляться с личными переживаниями (Мама). Как и 20 лет назад, ее стихи пронизаны меланхоличностью и светлой печалью. За 8 лет перерыва между альбомами певица снова говорит и местами делает это взахлеб. Иногда хрипит, берет чересчур много воздуха, поет простуженным голосом – все для того, чтобы достучаться до слушателя и приблизить его к себе, на мгновение стать его другом.
Странный выбор песен Крым и Остин в качестве синглов остался мне непонятным. На мой взгляд, они слабо передают настроение и концепцию альбома. Экспериментальный саунд подвергся критике со стороны меломанов. В этих двух работах певица будто снова надела строгую, черную маску и закрылась от своего фаната, поэтому не стоит делать поспешных выводов. «Бордерлайн» — это некий бенефис Земфиры перед самой собой: анализ прошлого и надежда на будущее. Разнообразие стилей и подражание кумирам не мешает ее самобытности, а, наоборот, помогает точнее передать настроение и свои мысли. Год только начался, но я уверен, что «Бордерлайн» точно станет (если уже не стал) одним из ключевых релизов этого года.