В биографиях многих актёров нередко можно увидеть строки, общий смысл которых следующий: посмотрел человек определённый фильм (или увидел конкретную театральную постановку) и понял, что он хочет быть артистом. Если прирождённые актёры оказываются под впечатлением, то что уж говорить о других, в том числе и музыкантах, посвящающих свои песни тем, кто оставил след в их душе. Таких композиций существует немало, и мы вам предлагаем ознакомиться с десятью из них, у каждой из которых есть своя история.

Смотреть вторую десятку песен

  • Manic Street Preachers — Marlon J.D. (2009)

    Марлон Брандо, считающийся многими киноведами одним из величайших актёров в истории, воплотил на экране множество образов: он играл и простых рабочих, и высокопоставленных людей, и страстных любовников, и убеждённых революционеров, а однажды даже вжился в роль японца. В арсенале Брандо также была роль забитого майора армии США Уэлдона Пендертона в фильме Отражения в золотом глазу (1967), и реплики этого героя («I’d like to live without chatter, live without luxuree», то есть «Я бы предпочёл жизнь без болтовни и роскоши») есть в тексте песни Manic Street Preachers Marlon J.D. — ещё одной композиции из наследия пропавшего без вести Ричи Эдвардса. Рассказывая о ней, басист группы Ники Уайр отмечал: «Ричи был очарован идеей использовать реплики Брандо, который был ну очень красив».

  • Eagles — James Dean (1974)

    Фильмография Джеймса Дина насчитывает всего 7 кинолент, из которых последние три принесли ему славу. Однако награждён и номинирован за них актёр был уже посмертно: карьера Дина прервалась с его гибелью, случившейся на автогонках. Всё это вместе с легендами, ходившими вокруг личности Джеймса, не просто сделало его звездой — создался целый культ, который жив до сих пор. К образу молодого бунтаря, пытающегося разобраться в своих чувствах, прибегали неоднократно как в кино, так и в музыке. Что касается второго, отличилась среди прочих группа Eagles с песней James Dean. Ждать своего часа, между прочим, произведению пришлось около года: изначально команда предполагала включить его в альбом Desperado (1973), но в связи с изменившейся концепцией пластинки оно туда не попало и увидело свет только на её последователе On the Border (1974).

  • The Clash — The Right Profile (1979)

    Нередко в связке с Марлоном Брандо и Джеймсом Дином упоминают ещё одного актёра — Монтгомери Клифта. Он тоже был одним из последователей системы Станиславского, у него были роли, близкие к таковым у Брандо, и на его долю также выпадали серьёзные испытания. О последних (автомобильной аварии, в которую актёр попал в 1956 году, и её печальных последствиях) упоминается в песне коллектива The Clash The Right Profile из его легендарной пластинки London Calling (1979). Сочинил композицию Джо Страммер, и к этому его могла подтолкнуть биография Монтгомери Клифта (написанная Патришей Босуорт и изданная в 1978 году), которую дал почитать продюсер альбома Гай Стивенс. Последний, кстати, в те времена страдал от алкогольной и наркотической зависимости, как и Клифт после аварии, что также могло сказаться на тексте The Right Profile — во всяком случае, если верить мемуарам бывшего тур-менеджера The Clash Джонни Грина.

  • Glenn Danzig — Who Killed Marilyn? (1981)

    Пожалуй, самый цитируемый женский кинообраз в мире принадлежит Мэрилин Монро. Обойдёте с десяток магазинов одежды — хотя бы в одном из них обязательно наткнётесь на что-нибудь с изображением актрисы. Во многих комедийных фильмах где-то да мелькнёт вариация на тему знаменитой сцены из киноленты Зуд седьмого года (1955), где Мэрилин пытается поправить своё белое платье, которое поднимается вверх потоком воздуха из вентиляционной системы. Музыканты тоже не стоят в стороне, причём в ход идут как лучшие годы, так и трагические эпизоды из жизни кинодивы. Из песен, посвящённых Мэрилин, получается весьма обширный список: Элтон Джон написал Candle in The Wind (1973), Def LeppardPhotograph (1983) и так далее. Но одним из самых необычных (и весьма своеобразных) трибьютов Монро можно считать написанное Гленном Данцигом произведение Who Killed Marilyn?, касающееся загадочной смерти актрисы. Интересно, что и у самой песни история запутанная: формально она является сольным синглом Гленна, но это не помешало её попаданию во всякие сборники The Misfits — одной из тех групп, которые основал Данциг.

  • Siouxsie and the Banshees — Kiss Them For Me (1991)

    Примерно в одно и то же время с Мэрилин Монро была популярна Джейн Мэнсфилд. Известность ей принесли как роли в кино, так и ведение вечеринок в ресторанах и ночных клубах (что, кстати, спасло актрису, когда её кинокарьера пошла на спад). В личной жизни Мэнсфилд повезло куда больше, чем Монро, но и ей выпал трагический конец: Джейн погибла в страшной автокатастрофе, когда ей было всего 34 года. Последний факт в частности освещён в песне Siouxsie and the Banshees Kiss Them For Me, посвящённой актрисе и совпадающей по названию с одноименным фильмом 1957 года, в котором главные роли сыграли Джейн Мэнсфилд и Кэри Грант. Композиция впоследствии оказалась самым успешным синглом в дискографии группы на территории США. А ещё она стала последней из прозвучавших в MTV-шной передаче 120 Minutes. В каком-то смысле символично получилось, учитывая то, что Kiss Them For Me ознаменовала окончательный поворот Banshees в сторону более лёгкой музыки.

  • Lou Reed — City Lights (1979)

    Чарли Чаплин, снискавший всемирную славу благодаря созданному им образу бродяги, был поистине многогранной личностью. Он был не просто актёром: для большей части своих фильмов он сам писал сценарии и был режиссёром и продюсером, а также сочинял к ним музыку. Чаплину были подвластны не только простые комедийные и грустные истории, но и социальные темы — последнее особенно ярко проявилось в фильме Великий диктатор (1940), в котором Чарли не побоялся выступить против фашизма и сопутствующих ему явлений. За свой неоценимый вклад в кинематограф Чаплин удостоился великого множества трибьютов из разных областей искусства, в том числе и музыки. Например, Лу Рид посвятил ему свою песню City Lights, названную в честь одноименного фильма 1931 года (в российском прокате — Огни большого города), одного из самых известных из творчества Чарли Чаплина.

  • Roxy Music — 2HB (1972)

    Хамфри Богарт, которого Американский институт киноискусства назвал лучшим актёром в истории американского кинематографа, играл в вестернах, фильмах категории В, фильмах-нуар и военных драмах. Но наибольшую известность актёру принесла кинолента Касабланка 1942 года выпуска, в которой он сыграл роль циничного, но далеко не бессердечного бармена. Этот образ описывается в песне Roxy Music 2HB, название которой расшифровывается как «To Humphrey Bogart» (то есть «[Обращение] к Хамфри Богарту»), а в основу её мелодии вошло произведение As Time Goes By, не раз звучавшее в Касабланке. Впоследствии 2HB, вошедшая в дебютную пластинку группы, появилась и на сольном альбоме Брайана Ферри Let’s Stick Together (1976) со слегка изменённой аранжировкой. Более того, в 1998 году её перепела супер-группа The Venus in Furs, образованная Дэвидом Грэем, Бернардом Батлером (Suede), Энди Маккеем (Roxy Music), Томом Йорком и Джонни Гринвудом (Radiohead) для работы над саундтреком к скандальному фильму Бархатная золотая жила о британском глэм-роке.

  • Bauhaus — Bela Lugosi’s Dead (1979)

    Бела Лугоши сыграл более чем в сотне кинолент, но наибольшую известность ему принесла роль графа Дракулы. При этом волею истории получилось так, что актёр не только воплотил на экране одного из самых популярных персонажей фильмов ужасов (да и кинематографа вообще), но и, по сути, помог становлению готической субкультуры в целом — спасибо дебютному синглу Bela Lugosi’s Dead коллектива Bauhaus. Сочинил песню басист группы Дэвид Джей, вдохновившись фильмами ужасов, а её запись состоялась с первого дубля безо всякой подготовки. Впоследствии Bela Lugosi’s Dead не только стала считаться чуть ли не первым образцом готик-рока, но и прозвучала в многочисленных телесериалах и кинолентах, среди которых и фильм ужасов Тони Скотта Голод (1983) с Дэвидом Боуи и Катрин Денёв в главных ролях — кстати, тоже про вампиров.

  • Nirvana — Frances Farmer Will Have Her Revenge on Seattle (1993)

    Карьера Фрэнсис Фармер по своему развитию напоминала синусоиду. Начиналась она с успеха в голливудских фильмах, достигала своего пика, когда Фрэнсис попыталась выйти за рамки образа, навязанного ей кинобоссами, и со случившимся в тот период предательством пошёл спад, сопровождавшийся бесконечными ссорами Фармер со всеми, с кем она работала и жила, а затем и борьбой в психиатрических лечебницах за жизнь. В один прекрасный момент она-таки удалась, и Фрэнсис снова блистала на экранах, но недолго — на второй пик нашёлся ещё один удар, и на этот раз актриса оправиться не сумела… И кто бы мог подумать, что Frances Farmer Will Have Her Revenge on Seattle (в переводе с английского — «Фрэнсис Фармер отомстит Сиэтлу») — такое название получила одна из песен Nirvana, которую Курт Кобейн написал после прочтения книги Shadowland (1978), повествующей о жизни и творчестве его любимой актрисы. Разделяла почтение к Фармер и вдова музыканта Кортни Лав: на церемонии бракосочетания с Кобейном она была в кружевном платье, принадлежавшем кинодиве.

  • The Cult — Edie (Ciao Baby) (1989)

    Можно по-разному относиться к фильмам Энди Уорхола, равно как и к личностям, которых он в них снимал и заодно нарекал «суперзвёздами», но тем не менее это всё составило ещё один пласт культуры (или, вернее сказать, контркультуры). Одной из его героинь была Эди Седжвик — актриса из «Фабрики» Уорхола, его муза и it girl (в переводе с английского — «светская львица»). О ней когда-то The Velvet Underground сочинили песню Femme Fatale (1967) — правда, с оговоркой, что это было сделано по заказу Энди, тогда ещё менеджера группы. Солист же команды The Cult Йен Эстбери написал свою оду диве контркультуры Edie (Chao Baby), будучи впечатлённым от просмотра фильма Чао! Манхэттан (1972). Стоит отметить, что эта кинокартина, ставшая для Седжвик последней в её карьере и вышедшая уже после смерти актрисы, оказала влияние и на обложку сингла, которая повторила афишу к фильму.

Смотреть вторую десятку песен