Дмитрий Гройсман

Продюсер групп ГильZа, Пилот и Чайф, один из организаторов фестиваля Нашествие

Индустрия

Думаю, что концертную индустрию не ждут какие-то особенные изменения по сравнению с прошлыми годами. Те, кто может привозить западных артистов, будут возить их; те, кто организует концерты российских артистов, будут работать с российскими артистами. Пока живы, все будут работать. Но индустрия от падения рубля, конечно, не оправилась: денег у всех стало меньше, ходить на концерты зрители стали сложнее, поэтому выживают сильнейшие. Всем тяжело.

Новички

Очень сложно с молодыми артистами – это абсолютно точно, потому что радиостанциям и промоутерам нужны уже раскрученные группы. Никому, в общем-то, новички не нужны до тех пор, пока они сами не засветятся в интернете и не начнут собирать миллионы лайков. На сегодняшний день единственная возможность себя проявить – это собрать от полумиллиона лайков. Раньше все измерялось в телевизионных эфирах, теперь же – в количестве просмотров в сети.

Фестивали

Все устоявшиеся фестивали, я надеюсь, будут прекрасно функционировать. Практика показывает, что людям все равно летом необходимы положительные эмоции. Трудно сказать, как дела обстоят с другими фестивалями, но Нашествие – это для людей уже, наверное, формат отдыха, как отпуск. И стоит примерно как отпуск. Люди планируют заранее, покупают билеты за 10 месяцев даже без объявления артистов, потому что знают, что их ждет хорошее настроение, приключения и так далее. Появление новых фестивалей возможно, но все зависит от желания, людей, места и денег.

Эдуард Ратников

Президент концертного агентства T.C.I.

Планы

В 2017 году анонсировано уже достаточно много концертов: Robbie Williams, прощальный тур Aerosmith, Kiss, System Of A Down – это самые большие, крупные концерты на больших аренах, не считая концертов поменьше. Сезон букирования еще не закончился, еще не анонсировался фестиваль MAXIDROM и еще много концертов, работа и переговоры по которым идут с конца 2016 года.

Например, группа Massive Attack выпускает новый альбом и запрашивает у нас небольшой тур по странам бывшего СНГ. Видимо, мы это им сделаем в конце сентября-начале октября. Крис Ри тоже собирается в тур в будущем году, и мы обсуждаем с ним даты в ноябре. Но это не значит, что все эти проекты однозначно состоятся: есть вещи, которые накладывают свои корректировки по ходу жизни.

Также у группы Korn вышел совершенно чумовой альбом. Недавно группа завершила тур по Британии вместе с Limp Bizkit. На всех аренах у них были гипераншлаги и очень мощная атмосфера. С Korn у нас предполагается тур в начале осени будущего года, где-то в начале октября. К сожалению, для туров сейчас не самое лучшее время, потому что в стране идет экономический спад, кризис, небольшая депрессия. А когда у людей кризис и депрессия, развлекаться они не особо хотят. Поэтому мы постараемся подойти к этому максимально осторожно. Группа Limp Bizkit тоже у нас запросила тур по России, но я не думаю, что мы сможем сделать два этих тура одновременно или слишком близко друг к другу. Я думаю, что тур Korn – приоритет, а тур Limp Bizkit случится позднее, примерно весной 2018 года. Также в разработке еще многие другие проекты, говорить о них пока преждевременно.

Нам бы, конечно, очень хотелось привезти в будущем году воссоединившийся состав Guns N` Roses. Это одна из величайших рок-н-ролльных групп мира, стоящая в одном ряду с такими гигантами, как AC/DC и Metallica. Когда был анонсирован тур Guns N` Roses в воссоединившемся составе, в первый день был продан 1 миллион билетов стоимостью от 100 долларов. Но, к сожалению, нам не удастся поработать с ними в следующем году, потому что Россия не будет в первом эшелоне этого тура. Первый эшелон – это Америка, Европа, приоритетные рынки. А такие страны, как Россия, вероятно, войдут уже во второй эшелон – это 2018 год.

Новички

Концертное агентство T.C.I. редко себе позволяет работу с молодыми исполнителями, потому что мы знаем, что дело это очень неблагодарное. Очень часто, чтобы привезти такого подающего надежды артиста, нужно вложить деньги, которые часто не возвращаются полностью. Есть другие компании, такие, как, например, Pop Farm, которые специализируются на построении отношений с молодыми артистами, которые постепенно становятся все больше и больше. Политика правильная, но я тоже вел такую в конце 90-х и терял огромное количество денег. Я больше не могу себе этого позволить; мы будем экспериментировать, но увлекаться этим сильно не будем. Я думаю, что 2-3 экспериментальных проекта в 2017 году мы себе обязательно позволим, но не больше.

Maxidrom

На сегодняшний день самые востребованные и хорошо организованные фестивали в России происходят на существующей инфраструктуре. В данном случае это стадионы – новые, качественные, красивые, удобные. Но, к сожалению, мы зависим от графика футбольных турниров. Так, например, фестиваль Maxidrom, достаточно успешно прошедший в 2016 году на стадионе «Открытие Арена», в будущем году там не может быть проведен, потому что будет проходить Кубок Конфедерации. И футбольная Арена ЦСКА, которую открыли в конце прошлого футбольного сезона, тоже задействована в этом турнире. К сожалению, это сужает сроки для работы на фестивалях. Стадион «Открытие Арена», например, уже подписал контракты с организаторами концертов Depeche Mode и Ленинград. А поскольку концерт на стадионе – это очень сложное в техническом смысле предприятие, требующее дополнительных дней на монтаж, демонтаж, постановку и многое другое, то для работы фестиваля Maxidrom не остается времени. Поэтому Maxidrom в 2017 году мы будем проводить на базе СК «Олимпийский» и всей его прилегающей территории. Сейчас слишком рано анонсировать все детали – я думаю, что ближе к концу января эти детали будут анонсированы нашим концертным агентством в полноте всех моментов.

Фестиваль Park Live, например, как фестиваль больше не существует. По сравнению с фестивалями Maxidrom, Усадьба Jazz и Пикник «Афиши», Park Live – это просто концерт того или иного артиста. В прошлом году это был концерт группы Muse, в этом году – концерт RHCP, а в будущем году будет просто концерт группы System Of A Down. А мы стараемся предложить публике больше развлечений, больше сервиса, комфортного, технологичного, удобного и бесплатного: фудкорты, зоны релаксации, аттракционы, зрелищные площадки, мультимедийные развлечения и многое другое. Платной является только зона Большой Сцены, где выступает хедлайнер фестиваля. Поэтому Maxidrom лучше, чем все остальное.

Другие фестивали

Я не вижу, что в 2017 году случится регресс в фестивальной жизни. Все фестивали, которые были, остались. Что-то даже прибавляется. Например, с прошлого года у нас добавился фестиваль «Ласточка» с небольшими именами, но привлекающими достаточно большое количество хипстеров и продвинутых молодых людей.

К сожалению, у нас в России билеты покупают не достаточно хорошо. Если бы у нас билеты покупались так же, как в Западной Европе, за один день можно было бы продать целый фестиваль, как и случается с некоторыми фестивалями Западной Европы. Тогда бы этот вопрос так не стоял. Пока билеты продаются очень тяжело, и продаем мы их до последнего дня, и еще много билетов остается в кассе, что, конечно же, сильно влияет на экономический баланс каждого организатора, на его риски, на возможность и способность работать на следующий год.

Тот же Park Live – мы видели года, когда фестивалю было очень трудно. И то, что Park Live, как птица-феникс, каждый раз возрождается – это, конечно же, прежде всего заслуга организатора. Такой фестиваль, как Kubana, к сожалению, сошел с орбиты и погряз в пучине прибалтийских вод. Его организатор, конечно, каждый год стойко пытается сохранить бренд и вдохнуть жизнь в этот фестиваль, но боюсь, что на следующий год ему этого делать не следует. Иначе мы просто не увидим ни нашего дорогого организатора фестиваля Kubana, ни сам фестиваль.

Илья Островский

Генеральный продюсер фестиваля Kubana

Планы

Мои планы на следующий год носят очень размытый характер. Все зависит от судьбы KUBANA. За последние три года я понес огромные убытки (сначала в Краснодарском крае в связи с ситуацией на Украине, затем перенос в Ригу). Сейчас я веду переговоры с несколькими странами о возможности проведения KUBANA. Окончательных ответов до сих пор нет.

Индустрия

На мой взгляд, рынок адаптировался под новые реалии. Каждый промоутер нашел для себя оптимальный баланc, который возможен не только в работе с «большими» артистами, но и с маленькими коллективами.

Концерты

Уже сейчас понятно, что 2017 год будет насыщен с точки зрения массовых мероприятий. Думаю, можно ожидать еще какое-то количество сюрпризов, возможно, и от Кубаны.

Сергей Бабич

Исполнительный директор конференции Colisium и Moscow Music Week

Артисты

Молодые коллективы становятся все более профессиональными и интересными, они набирают свою аудиторию и становятся привлекательными для организаторов концертов. Наш шоукейс-фестиваль традиционно фокусируется на таких молодых талантах и призван привлечь внимание профессиональных музыкальных менеджеров к новому продукту.

Все чаще промоутеры прогнозируют посещаемость по digital-показателям, и на сцене будут появляться те артисты, которых зрители больше лайкают и прослушивают в сети. Также я думаю, что концертов станет меньше, а больше будет их качество: как в техническом, так и в культурном плане.

Деньги

Если говорить о экономических показателях, то рынок стабилизирован, без взлетов и падений, хотя всегда находятся те, кто ноет и говорит: «Все плохо, рубль падает». Кто-то ищет объяснения своим неудачам, а кто-то продолжает идти к успеху. Новых факторов, влияющих на посещаемость, не появится, хотя все большее влияние на спрос оказывают IT-технологии. Происходит частичная подмена реального контента на цифровой.

Фестивали

Фестивали в России укрупняются. Спонсорские бюджеты переходят от маленьких проектов на большие и стабильные. Появления крупных фестивальных проектов ожидать не приходится, но вот улучшение качества и расширение старых – вполне нормальный процесс. Скорее всего, так и будет.

Станислав Зализняк

Генеральный продюсер The Motley Concerts

Концерты

Здравый смысл подсказывает, что количество гастролей должно еще сократиться. Многие проекты 2016 года потерпели фиаско. Вопрос даже не в падении рубля (по сравнению с 2014 годом рубль практически на прежнем уровне). Потребители концертов в массе потеряли прежние доходы, и «под нож» пустили свои желания ходить на все подряд. Сейчас зритель избирательнее. Вернуть прежнее могут несколько лет растущей экономики. С другой стороны, все «нужные» программы делают аншлаги.

Планы

В первой половине года нами запланирован тур «Классическая «АРИЯ» — это концерт группы Ария с симфоническим оркестром. Этот проект в 2015-м и 2016-м трижды собрал аншлаги в Москве и в Санкт-Петербурге. Весной и осенью также предстоят несколько интересных событий. Анонсы совсем скоро.

Артисты

Необходимы новые идеи. То, что я вижу в интернете, – это бесконечное кочевание одних и тех же артистов. Полагаю, грядет какой-то интересный синтез между музыкой и прочей активностью.

Индустрия

Дам одну цитату из песни: «Выживут только сильнейшие». И еще одно неожиданное: шоу-бизнес – это «горящее казино». Здесь важно лишь иногда подходить к рулеточному колесу, а не сидеть около него круглые сутки.

Семен Гальперин

Продюсер екатеринбургских концертных площадок Телеклуб и Дом Печати

Артисты

В Москву все, кто приезжал раньше, приезжают и сейчас. За исключением редких случаев, связанных с политикой: Марк Нопфлер, например, отменил свой концерт. Depeche Mode, Metallica, Linkin Park – все продолжают приезжать в Москву, как будто доллар стоит 30 рублей и Крым до сих пор не наш. Заодно они заезжают в Питер, а регионы они и раньше не навещали. Сейчас экономические индексы соответствуют уровню десятилетней давности, а десять лет назад никто в регионы особо не ездил.

Другое дело, что есть артисты, которые просто не рассматривают Россию как интересный рынок. Им кажется, что здесь они не заработают больших денег. Например, Бруно Марс: зачем ему заниматься развитием российского рынка, где у него дела хуже, чем в мире? Он может собрать тридцать двадцатитысячных арен в США, а в России одну, и то не факт. Зачем ему этим заниматься? Майкл Бубле, например, очень популярен на Западе и тоже играет на двадцатитысячных площадках. А в России он, наверное, соберет несколько тысяч человек. И зачем ему сюда ехать? Или многим англоязычным рэперам, которые очень популярны в США, а здесь никто даже десяти процентов их текстов не понимает. Дело не в престиже нашей страны: он, как известно, очень высок.

Новички

Ко всем, кто быстро взлетает, есть большой интерес. Часто мы видим такого артиста, радуемся что первые его «открыли», связываемся с агентом, и он нам говорит, что у него уже пять предложений в России. Бывает и наоборот – Twenty One Pilots за полгода до аншлага в Стаудиуме никто не знал и не брал, пока одно умное концертное агентство не рискнуло. Конечно, в условиях кризиса ведется чуть меньше тщательной, планомерной, заранее не особо прибыльной работы в отношении молодых артистов, которых никто не знает, и надо их первый раз привезти. Но промоутеры все равно выискивают музыкантов, с которыми они, может быть, потом будут работать всю жизнь. Ищут подешевле, а подешевле – значит еще не самых известных.

Фестивали

Фестивали в Москве и Питере тоже будут, никуда не денутся. Не знаю, будет ли в этом году Maxidrom, и подозреваю, что нет. Но в любом случае будут Park Live, Нашествие, Усадьба Jazz, Стереолето, надеюсь, Bosco Fresh Fest и ещё много всего. Такой вариант досуга, как фестиваль, ещё недостаточно развит в России. У людей нет в голове концепции, что сейчас они поедут на три дня в поле с палаткой на музыкальный фестиваль. Погода еще мешает тут, конечно. Что касается других городов то, к сожалению, наша необъятная страна для этого не приспособлена: все перелеты через Москву, дороги плохие и их мало, скоростного ж/д транспорта нет. Но идея поехать на фестиваль будет прорастать корнями на российской почве, и фестивальный бизнес будет расти. Да и вообще концертный бизнес будет расти, потому что идея сходить в свободное время на концерт тоже пока осела в головах очень небольшого количества россиян.

Сергей Силушин

Генеральный продюсер фестиваля Доброфест

Индустрия

Рынок более-менее стабилизировался. Он не то чтобы встает на ноги, но, грубо говоря, немного встрепенулся, перышки почистил. Нашлась золотая середина между стоимостью билетов, которые предлагаются зрителю, и покупательской возможностью. Ценовая политика с артистами начала строиться по-другому. Если раньше при переговорах с иностранными артистами нас всех здесь считали лохами, и им было понятно, что в Россию всегда можно поехать дороже, то сейчас российский рынок начал предлагать – по крайней мере, стараться предлагать – достаточно вменяемые цены для международного рынка. Если группа за границей стоит, допустим, полмиллиона долларов, она не может попасть в Россию за миллион. А так всегда и было.

Индустрии надо работать. Что-то будет получаться, что-то не будет получаться, но делать надо. Что будем делать? Пробовать! Проекты рождаются небыстро.

Иностранные артисты

Они очень не любят сюда ездить, потому что для них это геморрой. Во всей Европе так: сегодня ты сыграл в Германии, сел в машину – через три часа ты уже во Франции. Отыграл там концерт, прыгнул в машину – ты уже где-нибудь в Австрии. Россия – отдельная тема. Skindred в этом году ехали к нам с какого-то европейского фестиваля, прилетели в Шереметьево, потом их на автобусе повезли в Ярославль, дорога составляла шесть с половиной часов… Они были в шоке.

Фестивали

Концертная индустрия нашла свой диалог со зрителем, но я не хочу делать прогнозы насчет фестивалей. Большое количество маленьких фестивалей, которые в том году делали пилотные запуски, попали в очень тяжелое финансовое положение, из которого, я так понимаю, организаторы до сих пор не могут выбраться. Но сразу могу сказать: сейчас не время. Любой фестиваль – это очень большой бизнес-проект. И самое главное, что он на первых этапах всегда носит инвестиционный характер. Он не может выстрелить с первого года. Фестиваль в среднем выстреливает на четвертый год или после четвертого. Если и будут делать локальные фестивали, я не думаю, что они выстрелят и наберут вес в музыкальной индустрии. Человек выскочит из убытков в ноль или чуть-чуть выше нуля – я думаю, что он уже может себя считать успешным.

Борис Лазарев

Официальный представитель фестиваля Sziget в России

Индустрия

Несмотря на то, что о гибели концертной индустрии ходят слухи уже много лет, а при каждом кризисе ее пытаются заживо похоронить, пессимистичные прогнозы не оправдались. Во-первых, сейчас любому бизнесу нелегко, а во-вторых, я думаю что и промоутеры, и зрители сейчас довольны происходящим. Промоутерам гораздо легче, чем, скажем, года два назад. Курс валют стабилизировался, а это значит, что они могут заниматься долгосрочным планированием. Внешнеполитическая ситуация уже отпустила, и нет массовых отказов зарубежных артистов от выступления в России по политическим убеждениям. Западный рынок вообще все чаще смотрит в сторону России, как на интересный и перспективный рынок. Я убежден, что российский концертный рынок уникален в своем роде: он проходит сложный путь, но его ждет интересное будущее.

Новички

У промоутеров было достаточно времени для оптимизации своих расходов, перестройки бизнес-процессов, но до сих пор они вынуждены делать ставки на крупных и проверенных временем артистов, поэтому список постоянных гастролеров уже набил оскомину. Однако есть и приятные моменты: например, солд-ауты на столичные концерты новых артистов, таких как Sia или Twenty One Pilots. В регионах ситуация по-прежнему непростая, но радуют неоднократные опыты организации российских туров зарубежных артистов.

Аудитория

Снижение реальных доходов населения по-прежнему давит на рынок, но аудитория не готова отказываться от развлечений. Сейчас вообще происходят интересные процессы: устав от кризиса, пропаганды и общего негативного фона, люди находят утешение в культуре. Посещения театров, музеев и выставок в Москве и Санкт-Петербурге увеличились в среднем на 10% по сравнению с прошлым годом, а если сравнить с 2010 годом, то рост составил более 30%. Тренд на потребление культуры, безусловно, оказывает позитивное влияет и на концертный рынок.

Событийный туризм

Я являюсь совладельцем агентства Collective, которое занимается комплексной promo&pr-поддержкой для бизнеса, музыки, культурных событий и фестивалей в Европе и России. В России мы представляем интересы венгерского фестиваля Sziget. В этом году фестиваль посетило почти 500 000 человек, и мы зафиксировали рекордный рост продаж билетов на фестиваль из России – 40% по сравнению с прошлым годом. Это по-настоящему впечатляющие цифры, которые демонстрируют готовность аудитории к путешествиям и событийному туризму, несмотря на сокращение выездного туризма, снижение курса рубля по отношению к евро и сложный внешнеполитический фон.

Фестивали

В России фестивали живы, несмотря на заявления о том, что рынок перенасыщен, а аудитория избалованная. Это неправда. Аудитория очень разная, и у нее есть спрос на фестивали разных форматов. И эта тенденция будет сохраняться. По работе над крупнейшим в Европе фестивалем Sziget мы видим, что сам фестиваль как формат становится частью образа жизни молодежной аудитории, частью их культурного кода. Музыка уходит на второй план, и люди возвращаются на фестиваль за атмосферой.

Редакция выражает благодарность всем экспертам за уделенное время и высказанные мнения! Будем надеяться, что новый год принесет нам множество интересных событий, а все сложности останутся позади.