Nirvana — группа по-настоящему уникальная. Про нее знают все — даже те, кто не слышал ни одной песни. Хотя в существование таких прекрасно незамутненных людей верится с трудом. Меньше чем за 10 лет Nirvana перевернули этот мир и навсегда вошли в историю. Их слава растет и приумножается даже после распада, а песня Smells Like Teen Spirit была названа самой культовой записью за всю историю музыки.
И если не считать того, что Курт Кобейн, повелитель умов и символ целого поколения, покончил с собой, то главная боль поклонников Nirvana всех времен и возрастов заключается в том, что группа успела записать всего 3 альбома. In Utero стал третьим, последним, альбомом.
Из-за драматичной истории и невероятной популярности, In Utero рассматривают чуть ли не под микроскопом, уделяя большое внимание в том числе и художественному оформлению записи.
Nirvana никогда не придавали особого значения дизайнерскому единству своих обложек, так что неудивительно, что In Utero не похожа ни на Nevermind, ни на Bleach. Однако же, дизайнером всех 3 артов является один и тот же человек – Роберт Фишер. Хотя генератором идей всегда был Курт Кобейн. Фишер говорил:
Собственно, этот самый «хлам Кобейна» и задал тон всему альбому. Фрагменты гинекологических моделей, куски анатомических манекенов и сломанные куклы-младенцы, усыпанные орхидеями и лилиями – вот что стало основой дизайна новой пластинки. По идее, все это буйство олицетворяет «Секс, женщин, рождение и смерть». Кобейн собрал коллаж на полу в гостиной собственного дома, а снимок сделал фотограф Чарльз Питерсон. Кстати, при съемке присутствовала и семья Курта Кобейна – жена Кортни Лав и годовалая дочь Фрэнсис Бин.
Но Nirvana понимали, что картинка получилась достаточно провокационной, и было принято решение не использовать ее как основной арт, а поместить на обратную сторону. Чтобы не закрывать фото полностью, трек-лист разместили по периметру, а также добавили символы из книги Барбары Уокер «Женская энциклопедия: символы, сакралии, таинства»
Чтобы уравновесить общий дизайн пластинки, Роберт Фишер сделал лицевой арт в той же тематике, но более скромным. Прозрачный женский манекен с крыльями при ближайшем рассмотрении все-таки меньше шокирует неподготовленного человека, чем расчлененка пластиковых младенцев.
Но, несмотря на все старания, группе не удалось избежать преследования блюстителей морали. Сети розничных магазинов Wal-Mart и Kmart отказались продавать In Utero, заявив, что «товар не вписывается в общий ассортимент» и «потребительский спрос отсутствует». Хотя, спустя годы представители магазинов признались, что на самом деле они испугались возмущения покупателей, оскорбленных дизайном задней стороны альбома. Но Nirvana уже тогда понимали истинную причину отказа и решили не упорствовать, а все-таки изменить изображение. Для Wal-Mart и Kmart было подготовлено специальное издание In Utero – без манекенов и кукол, содержащее только цветы, а Rape Me превратилась в Waif Me.
Почему группа так легко согласилась на это? Просто Курт Кобейн и Крист Новоселич по себе знали, что означает этот запрет:
Дизайн In Utero вызвал живейший интерес у публики. Большинство решило, что такая одержимость женским телом и рождением вызвана тем, что Кобейн и сам недавно стал отцом, но сам музыкант эту догадку горячо отрицал. Однако, в это же время он создал несколько картин (их недавно обнародовала Кортни Лав), и все они на ту же самую тему. А на обложке сингла All Apologies красуется беременный морской конек – единственное животное, где самец вынашивает потомство. Не говоря уже о совершенно безумном видео 1993 года. Так что скорее всего рождение ребенка все же перевернуло сознание Кобейна – впрочем, он имел право не признаваться в этом.
Nirvana даже в оформлении альбома сумели полностью остаться собой. Наверное нет больше ни одной группы, в альбоме которой обратная сторона обложки была бы значительнее, чем лицевая. И единая концепция у этих сторон, по словам коллектива, получилась совершенно случайно. Когда создавалась обложка, Кобейн хотел назвать альбом I Hate Myself and I Want to Die. Для него это была просто шутка, а вот Новоселич вовремя осознал, какое влияние это может оказать на неподготовленное сознание фанатов-подростков, и убедил его изменить название. Фраза In Utero взята из поэмы Кортни Лав, и она «просто круто сочеталась с обложкой». Кстати, In Utero с латыни переводится как «В Утробе». Таким образом, стиль выдержан от и до.
Но главное — то, что миллионы поклонников до сих пор готовы молиться ангелу In Utero. Это Nirvana. И этим все сказано.