Сложно представить, но Рик практически одинаково повлиял как на рок, так и на хип-хоп, продюсируя культовых исполнителей по обе стороны. Заветной мечтой и главной творческой целью Рубина было скрестить рэп и рок, так что Рик двигался в этом направлении, но при этом работал и с «чистыми» жанрами. Продюсер внес неоценимый вклад в музыку, и будем надеяться, что он не собирается на этом останавливаться.
-
Red Hot Chili Peppers
Рик присоединился к калифорнийской четверке в 1991 году для работы над альбомом Blood Sugar Sex Magic. В определенной степени RHCP рисковали, когда выбирали себе нового продюсера. На лейбле Warner Brothers делали большие ставки на лонгплей группы: ожидалось, что именно этим релизом Chili Peppers покорят мир. У них уже была какая-никакая популярность после выхода Mother’s Milk (полмиллиона проданных экземпляра за первые полгода), но этого было недостаточно для того, чтобы раз и навсегда закрепиться на мейджоре, подписывая контракты на миллионы долларов. Blood Sugar Sex Magic должен был стать решающим выстрелом в сердца поклонников «перцев».
Энтони Кидис долго колебался: «Он работал с такими группами, как Slayer и Danzig, а у них совершенно другая, тёмная энергетика, с которой у RHCP нет ничего общего… но потом я понял, что Рубин просто позволил этим группам быть собой. Нам было очень комфортно работать с ним». Рик и правда создал группе максимально комфортную атмосферу. Он организовал студию прямо в своем особняке в Лорел-Кэньон, расположенном на Голливудских холмах. В этой умиротворенной и творческой атмосфере RHCP записали альбом, ставший классикой альтернативного рока. Музыканты были просто счастливы оказаться подальше от «анальной атмосферы звукозаписывающей студии», как говорил Кидис.
Именно Рику Рубину мы обязаны песней Under the Bridge. Группа была настроена делать альбом в фирменном ключе — энергичные фанк-панк-боевики с примесью хип-хопа. Первоначально текст песни существовал лишь в блокноте Кидиса и был его глубоко личной историей о героиновой зависимости. Но Энтони все же показал его Рубину во время одного из многочисленных совместных обсуждений текстов. Кидис рассказал об этом в интервью каналу VH1: «Рик убедил меня показать её остальным. Я так нервничал, что у меня срывался голос. Они внимательно слушали каждое слово, у них были очень сосредоточенные лица. Закончив, я был уже готов сказать: «Нам необязательно делать эту песню». Но они сразу же взялись за инструменты и стали пробовать разные идеи — как ее играть. Перед нами открылась новая дорога. Вдруг под зонтиком Red Hot Chili Peppers всё стало хорошо — лучше прежнего». В результате Under the Bridge стала одной из самых известных песен в творчестве группы.
Сотрудничество Рика Рубина и Red Hot Chili Peppers длилось 20 лет, за это время было записано 6 альбомов: Blood Sugar Sex Magic, One Hot Minute, Californication, By the Way, Stadium Arcadium, I’m With You. Некоторые из них стали визитной карточкой и настоящей классикой группы. В 2016 году RHCP решили поэкспериментировать, и на альбом The Getaway в качестве продюсера был приглашен Danger Mouse. Однако с Риком группа поддерживает теплые отношения, и вполне возможно, что он вернется на свой пост.
-
Джонни Кэш
Со стариной Джонни музыкальный бизнес обошелся жестоко. В 90-х он оказался никому не нужен, о кантри тогда и говорить было смешно. Два неудачных контракта привели к тому, что музыкант оказался на грани отчаяния и готовым уходить на пенсию. Вытащил его Рик Рубин, предложив в 1993 году контракт с собственным лейблом American Records. Это был эксперимент как для Кэша, так и для Рубина: последний хотел сделать саунд первого альбома (всего на этом лейбле их было выпущено четыре) минималистичным, насколько это возможно. Джонни Кэш записывался в своей комнате, вооружившись одной лишь гитарой, всем процессом записи рулил Рик Рубин.
Песни альбомов серии American Recordings в основном представляли из себя каверы на самых разных исполнителей — от Леонарда Коэна и The Beatles до Бека и Soundgarden. Но имеются и авторские сочинения самого Кэша. Песня The Man Comes Around с четвертого альбома этой музыкальной эпопеи считается жемчужиной в творчестве музыканта. Джонни Кэш обрел второе дыхание и отстоял статус-кво. Альбомы American Recordings получали хвалебные отзывы критиков, Грэмми и место в списке «500 лучших альбомов всех времен по версии журнала Rolling Stone».
-
Slayer
В общей сложности Рубин спродюсировал для Slayer восемь студийных и один концертный альбом, но важнее всего то, что под его руководством в 1986 году вышел Reign in Blood — легендарнейший альбом группы, непревзойденная классика трэш-метала. Ударник Дэйв Ломбардо вспоминал: «Это был потрясающий опыт, просто феноменальный. До этого мы работали с Metal Blade, и я краем уха услышал, что этот продюсер с лейбла Columbia Records заинтересовался нашей группой. Я сообщил группе: “Слушайте, есть один парень, которому мы интересны, и он хочет подписать контракт между нами и большой компанией”. Ну, это были Def Jam , но они были связаны с крупным лейблом. Мои согруппники, однако, были вполне удовлетворены работой с Metal Blade, но я все-таки позвонил в Def Jam. И вот, сам Рубин приехал ко мне домой, посадил в машину и отвез в нашу студию, где я представил ему остальных ребят, и так пошло-поехало».
«Рик великолепен. Думаю, что среди продюсеров он один из лучших. Он достает из музыкантов лучшее. Он добивается от вас наилучшего исполнения. “Это здорово, но вы можете и лучше”. Он все время мотивирует вас и произносит всякие ободряющие фразы, вроде: “Хотите кофе? Или конфетку?”»
-
Beastie Boys
Рик взял их под свое крыло, еще когда они играли панк. Именно Рубину принадлежала идея опробовать с группой новое музыкальное направление — хип-хоп, в чем Beastie Boys весьма преуспели. На первых этапах не обошлось без конфликтов: барабанщица Кейт Шелленбах заявляла, что не умеет и не желает читать рэп. Рубин в свою очередь говорил, что Кейт не соответствовала хип-хоп-имиджу. В итоге Шелленбах ушла из группы, и Beastie Boys стали рэп-трио, каким его и знают. С этой группой Рик воплотил в жизнь свою давнюю мечту: скрестить рок и хип-хоп. На первых этапах он организовывал для Beastie Boys туры с Мадонной (в качестве разогрева в туре Virgin) и Run-DMC. В 1986 году вышел дебютник Licensed to Ill, после которого сотрудничество Рубина с группой прекратилось из-за многочисленных разногласий. Beastie Boys покинули Def Jam и подписались на Columbia.
Работа над Licensed to Ill шла очень плотно. Музыканты и Рик постоянно проводили время вместе, раздумывая над текстами. За инструментал полностью отвечал Рубин, ребята просто приходили и записывали вокал. Керри Кинг из Slayer по просьбе Рубина помог Beastie Boys с песней No Sleep Till Brooklyn — там звучит его гитарное соло. «Не думаю, что ему нравилась песня, — вспоминал Рубин. — Думаю, он посчитал, что песня экстравагантная. Он настоящий, серьезный металлист. Он реально любит метал, и я не думаю, что он слушает что-то, помимо метала. По крайней мере, до этого случая. Не думаю, что дело в эстетике. И, честно говоря, возвращаясь в прошлое, не думаю, что ему нравились и Beasties. Они тоже его не особо любили. У них это было взаимное чувство».
-
Rage Against the Machine
Этот сумасшедший квартет не мог не полюбиться Рубину. Взрывная смесь фанка, металла и хип-хопа — что еще нужно для счастья? Однако продюсер помог Тому Морелло и компании только с записью альбома Renegades 2000 года, представляющего из себя сборник кавер-версий на различных исполнителей, включая The Rolling Sones, Cypress Hill, The Stooges, Брюса Спрингстина, Minor Threat и других.
-
System of a Down
В интервью BBC Radio 1 Рубин признался, что когда он впервые попал на концерт SOAD, то был просто вне себя от восторга: «Впервые я увидел их в Лос-Анджелесе в клубе Viper Room. Зал был буквально набит битком, там было 200 человек. Я смотрел на сцену и смеялся. Смеялся весь концерт: это было самое смешное, что я видел в своей жизни, но в хорошем смысле, понимаете? Выступление было выше всяких похвал, они творили безумные вещи. Народные армянские танцы под тяжелые металлические риффы, все эти жесткие политические тексты, крики… Это была сумасшедшая музыка! Понимаете, обычно тяжелая музыка следует каким-то канонам. Я не скажу, что это работает для всех, но все же. В хэви-метале есть свои правила, и многие их придерживаются. Но System of a Down — это тяжелая группа, хэви-метал-группа, если хотите, которая не придерживается этих правил. Вы не услышите у них стандартных тяжелых ритмов, таких как у Metallica, например. Вы услышите их собственный ритм. Это совершенно иная ритмическая основа, и она уходит корнями в их национальную культуру. Они взяли составляющие своей народной музыки и адаптировали их под хэви-метал. Я никогда раньше такого не слышал. Но несмотря на то, что многие их просто обожали, находились и те, кто их ненавидел. Я помню, как руководитель эфира одной из популярных радиостанций Лос-Анджелеса сказал мне «Мы никогда не будем крутить SOAD на нашей станции, сто процентов. Они просто не подходят под наш формат». И через год они были главной группой в эфире этого радио! Они не подходили по определению, но они были так хороши, что перешагнули этот барьер. Таких артистов я люблю больше всего, это мои любимые исполнители. Они не вписываются ни в какие рамки, они ни на кого не похожи. Еще один пример — Rage Against the Machine. Никто до этого и близко не звучал, как они, и потому их многие не любили. Но я верю, что именно такие группы меняют мир вокруг нас».
Под руководством Рика вышли все студийные альбомы System of a Down.
-
Run-DMC
Помимо Beastie Boys Рубин заслужил место в истории рэпа тем, что продюсировал и другое легендарное трио, которое стояло у истоков: Run-DMC. Первая хип-хоп группа, чей альбом удостоился платинового статуса, повлиявшая на музыку и культуру. В этом успехе им несомненно очень помог Рик, но его заслуга есть и в кое-чем еще. Песня Walk This Way, являющаяся коллаборацией Run-DMC и Aerosmith, считается отправной точкой для жанра рэп-рока. Рубин рассказал о написании этой великой песни:
«Альбом Raising Hell уже почти был готов. У меня было такое чувство, что можно было что-то изменить, что помогло бы улучшить его. Было тогда веселенькое время для рэп-музыки, никто не понимал, что это вообще такое. Люди не воспринимали это как музыку. И я подумал, что нужно найти что-то, что звучало бы и как хип-хоп и как что-то уже знакомое за пределами хип-хопа, что преодолело бы расхождения во взглядах при пояснении того, что этот стиль является частью современной музыки.
Уговорить Стивена Тайлера и Джо Перри участвовать было легко. Для них это было веселое время. Они только что провели преобразование группы и записали свой общий сингл [Done With Mirrors], и это был провал. Так что они находились на самой нижней точке, и им приходилось отрабатывать. Помимо прочего, им всегда нравилась музыка в стиле «урбан» [городская музыка]. Так что им сильно понравилось участвовать в настоящей, городской уличной музыке.
Помню, когда мы обсуждали идею участия Аэросмита с парнями из Run-DMC, они реально были против. Они не хотели произносить то, чего не писали сами. Они подумали, что это что-то типа кантри. Не сходилось с их менталитетом. Но потом, помню, Рассел [Симмонс] позвонил им и сказал: «Просто делайте то, что сказал Рик»».
-
Metallica
Рик помог Metallica снова нащупать то трэш-металическое звучание, с которого они начинали и которое уже, казалось, растеряли за все годы. Вернуть группу к истоками был призван альбом Death Magnetic в 2008 году. Рубин пустил в ход разные методы вдохновения: «Я включал им музыку, которую они слушали во время работы над Master of Puppets. Я просил их вспомнить влияния, и жить с ними, и тратить больше времени, играя вместе как группа. Они попали в студийную ловушку, пытаясь добиться совершенства вместо сырой концертной энергии. Мы говорили о том, чтобы не перебирать идеи и редактировать их на компьютере, а о том, чтобы играть их в разном порядке и смотреть на свои ощущения. В итоге они действительно стали былой группой. Другой писательский эксперимент заключался в следующем: представьте, что нет такой группы как Metallica. Представьте, что вы все играете в одной банде и собираетесь попасть на «Battle Of The Bands». Вы хотите взорвать публику. Как это будет звучать? Это действительно работает. Мне нравится альбом Death Magnetic».
Однако не все слушатели оказались довольны. Многие сетовали на то, что Рубин и инженер Грег Фиделман слишком завысили громкость, из-за чего было затруднительно читать звук. Некоторые фанаты писали на форумах, что предпочитают слушать версию игры Guitar Hero, так как там сведение было другим. Ларс Ульрих был категорически не согласен с поклонниками: «Я слушаю запись каждые несколько дней. И когда я слышу ее, на моем лице появляется улыбка. Я не понимаю, о чем говорят люди. Кто-то на днях сказал, что 12.000 человек подписали петицию, чтобы сделать ремикс пластинки. Мы продали два с половиной миллиона экземпляров по всему миру. Посчитайте самостоятельно».
-
Danzig
Рубин нашел группу бывшего вокалиста Misfits Гленна Данцига в самом начале своей карьеры, в 1986 году. От Джеймса Хэтфилда и Клиффа Бертона он узнал о группе Samhain — еще одном проекте Данцига. Собственно, группа Danzig образовалась благодаря Рику Рубину: «Мне нравился стиль написания песен Гленна Данцига. Я присутствовал на репетиции группы Samhain, и понял, что ребята действительно не умели играть. Казалось, будет трудно их записать. Поэтому я спросил Гленна, кто его два любимых барабанщика, и он сказал Фил [Тейлор] (экс Motörhead) и Чак Бисквитс. Так мы позвали обоих, и Чак захотел попробовать. Таким образом, мы уговорили любимого барабанщика Гленна, но когда он играл с другими членами группы, стало очевидно, что нам необходим новый барабанщик. Так мы провели прослушивание и, в конечном итоге, взяли гитариста Джона Христа. Появилась группа Danzig».
Тут же приступили к записи первого self-titled альбома. Рику и Гленну было очень комфортно работать друг с другом, оба вникли в творческий процесс с головой. Особенно Данцигу нравилась самая известная песня группы — Mother: «Гленн признавался мне, что у песни очень мудрое содержание, то, что он хотел сделать в течение многих лет и никак не находил способа сделать это. Для него это был прорыв в сочинении. Я помню, когда мы записывали, Гленн скрупулезно изучал все партии. Было так забавно слушать, как он поет. Кайф. Эта песня излучала такое большое количество энергии, он просто великий певец».
-
Eminem
«Он — самый одержимый артист из всех, с кем мне довелось работать. Он полностью отдается сочинительству. До такой степени, что кажется, будто в его жизни больше ничего не существует. Многие артисты со временем теряют свое мастерство и фокус, потому что другие жизненные заботы выходят на первый план. Будь то семейная жизнь или какие-то другие интересы — это просто случается. Когда тебе 19, музыка может быть для тебя важнейшей вещью в жизни. Но спустя 20 лет появляются другие важные дела. В этом отличие Эминема — он взрослый человек, который настолько предан музыке, что дальше некуда. Это работа, которой он посвящает 24 часа в сутки. Даже когда не работает над песней, он постоянно что-то пишет. Он не может остановиться», — так Рик Рубин отозвался об одном из самых влиятельных рэперов 21 века. Рик спродюсировал некоторые песни альбома Marshall Mathers LP 2, вышедшего в 2013 году: Berzerk, Love Game, Rhyme or Reason и So Far. Рубин привнес на альбом свой фирменный стиль, добавив в рэп-треки гитарные сэмплы. Например, в песне Berzerk звучит отрывок из песни Билли Сквайра Stroke.
В рамках создания песни Love Game Рик Рубин поработал и с Кендриком Ламаром, чей куплет там присутствует: «Потрясающая песня. Кендрик здесь еще и звучит очень похоже на Эминема. Его текст очень отличается от тем, которые он обычно затрагивает в своем творчестве. Я и представить не мог, что песня получится настолько похабной. Но без ума от того, что получилось».
Эминем является одним из любимейших артистов Рубина, с которыми он работал. Продюсер восхищается тем, что хип-хопу Эм отдает всю свою жизнь, для него просто не существует ничего другого.