Так получилось, что Егора Летова знают почти все. Даже те, кто не знаком с его творчеством. А вот его старший брат, Сергей Фёдорович Летов, гораздо менее известен широкой публике, хотя его мастерство неоспоримо, а список людей и групп, с которыми он выступал и/или записывался, весьма впечатляет. 24 сентября, в день рождения Сергея Летова, мы попробуем исправить эту ситуацию.

Факты

  • Сергей получил техническое образование. Окончив Московский Институт Тонкой Химической технологии и аспирантуру Всесоюзного института авиационных материалов, Сергей какое-то время принимал участие в создании теплозащитного покрытия космического корабля «Буран».
  • Летов-старший – весьма разносторонний музыкант, играющий на самых разных духовых инструментах. Помимо привычного саксофона, в его арсенале бас-кларнет, разнообразные флейты, башкирский курай, персидский нэй и прочие этнические духовые агрегаты.
  • С юных лет Сергей испытывал симпатию к буддизму и даосизму, а книга о нём так и называется – Кандидат в будды. Сам музыкант к такому названию отнёсся иронически.
  • Особенно тесным и плодотворным было сотрудничество Сергея Летова с тёзкой Курёхиным, как в дуэте, так и в составе Поп-механики. Результатом сотрудничества стали многочисленные выступления в СССР и за рубежом, работа над фильмами «Диалоги» и «Трагедия в стиле рок», а также участие в телепередаче «Музыкальный ринг» (в составе Поп-механики).
  • В разные годы Сергей сотрудничал с такими группами и музыкантами, как Аквариум, ДДТ, Алиса, ДК, Центр, Ночной проспект и так далее. И, разумеется, с Гражданской обороной Егора Летова, даже при серьёзных расхождениях во взглядах на музыку и на жизнь. И это не говоря о множестве неординарных джазовых и авангардистских проектов!
  • Вообще разницу в музыкальных предпочтениях Сергея и Егора сформулировал сам герой материала, причём крайне лаконично: «Он хотел играть рок-музыку. А я ее, честно сказать, не любил».
  • Важной частью жизни и творчества Сергея Летова являются театр и кино. Сергей сочинил музыку к целой массе спектаклей, в том числе в МХТ имени Чехова и Театре на Таганке. Много лет Сергей сотрудничает с Немецким культурным центром имени Гёте, выступая на организованных им выставках и фестивалях, озвучивая фильмы.
  • В 1998 году берёт начало ещё одно увлечение Летова-старшего. Он создал собственное издательство «Пентаграмма» и занялся выпуском дисков современной музыки, преимущественно экспериментальной. При этом всё это происходит в домашних условиях и в незначительном количестве экземпляров. Обложки дисков печатаются на струйном принтере. В общем, если вы знатный коллекционер, то у вас есть шанс добыть нечто подобное. Если нет – извините.
  • Также Летов не забывает делиться опытом с молодёжью. С 2004 года он читает лекции об истории музыки в московском Институте журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ).
  • Цитаты

  • Я совершенно не планировал быть профессиональным музыкантом. Я хотел в свободное от работы время, вечером, после работы, поиграть на саксофоне. Мне казалось, что это совершенно нормально.
  • Современного молодого человека можно легко убедить в чем угодно, придумать ему фантастическую историю, например, государства. Научить его тому, что Черное море вырыли его предки, а горы насыпали, что в войне победила Америка. Когда у человека нет системы знаний, то он объект манипуляций и средств массовой информации, и всяких недобросовестных историков.
  • Субкультура – это желания молодых сбиться в небольшую стаю. Очень трудно быть одному, выносить свое собственное суждение. Молодым хочется отделиться от поколения родителей, а с другой стороны, оно нуждается в поддержке и выстраивании своих иерархий, где есть главарь и какая-то периферия. Поэтому и возникают субкультуры.
  • Музыкантская среда похожа на среду официантов. Публика же видит в музыканте властителя дум, а этот властитель думает о том, как бы ему куда-то съездить на гастроли, выпустить пластинку и заработать денег.
  • Я бы сказал, что у науки и музыки очень много общего, ведь и наука, и музыка связаны с Числом. Музыка – это чувственно воспринимаемые числа, числовые пропорции. Громкость, высота звука, длительность и даже тембр – это Числа. Слушатель воспринимает их посредством слуха, а вот профессиональный музыкант – не только.
  • Самому мне конечно интересен больше всего фри-джаз, свободная импровизация. К сожалению, для такой музыки у нас в стране почти нет публики сейчас, сегодня. И я вынужден заниматься немного не своим делом, создавая довольно несложные программы, терпимые массовым слушателем, в которые я стараюсь так или иначе внедрить незаметно и элементы фри-джаза, и электронно-шумовой музыки, и элементы минимализма, и свободной импровизации, и сонористику. То есть приходится выступать сольно по экономическим причинам.
  • Современное российское общество не создаёт запроса на интеллектуальную продукцию, не хочет ничего оригинального, своего, хочет только зарубежную попсню. Поэтому некоторые волонтеры фестиваля Сергея Курёхина в Петербурге не слышали никогда музыки Сергея Курёхина и не стремятся.
  • Я считаю, что нужно находиться в динамическом равновесии со средой. Резкие движения носят реактивный характер. Моя жизнь напоминает броуновское движение молекул — немного хаотичное, но в нем какая-то закономерность прослеживается.
  • Мне ближе концепция музыканта-ремесленника. Люди тяжелым, неприятным, иногда скучным и нудным трудом создают материальные ценности — и уделяют крохи со своего стола артистам, которые делают их жизнь лучше. Общество позволяет себе содержать, в чем-то себе отказывая, вот такой класс веселых бездельников. Я от производителя материальных благ перешел в ранг веселых раздолбаев, которые живут, чтобы делать легче, приятнее, интереснее жизнь людей, которые не могут сами себя развлекать.
  • Я не люблю записываться. Мне интересен сам процесс выступления. Музыка существует, пока она звучит, а запись — продукт жизнедеятельности.
  • О сотрудничестве с рок-группами: Да, я играю с рокерами, но не потому, что рок люблю или считаю достойным внимания и уважения, а потому, что рок-музыканты без меня обойтись не могут — приглашают играть вместе.
  • О тех же и «Поп-механике»: Для Курёхина «монстры рок-н-ролла» ленинградского рок-клуба, организованного ленинградским КГБ, закосившие от армии кочегары и дворники, не знакомые с музыкальной грамотой, представляли собой своего рода паноптикум — человеческий материал. И он выводил их на сцену — 5 гитаристов и, скажем, 6 бас-гитаристов, играющих в унисон, — вместе с курами, козлами и ослами из ленинградского зоопарка, беременными укротительницами удавов и облаченными в тесный для их телес купальник укротительницами маленьких обезьянок на велосипедиках, духовым оркестром сверхсрочников, кришнаитами, балалаечниками, матросами, балеринами и пионерами-горнистами. Эти рокеры были так же смешны со своей глубоко вторичной музыкой, вторичными текстами, «остро-модными» прикидами из питерских секонд-хэндов и прическами, скопированными с иллюстраций из выпрошенных у интуристов западных глянцевых журналов…