2015 год принёс нам два подарка, значимость которых трудно переоценить. В мае состоялась премьера документально фильма «Курт Кобейн: Чёртов монтаж», в сентябре выходит «Эми», кино, открывающее нам дверь в мир Эми Уайнхаус.
23 июля 2011 года «Клуб 27» пополнил свои ряды еще одним именем – от отравления алкоголем в крови умерла Эми Уайнхаус.
«Саморазрушение» — обычно такую метку ставят психологи в отношении таких трагических судеб, какая была у Эми – нервной, непослушной, непредсказуемой и безумно талантливой певицы джаз-соула. Режиссер Азиф Кападиа (Asif Kapadia) постарался объективно рассказать нам историю певицы, которая привела к такому печальному концу.
Мы разыгрываем 10 пар билетов на этот фильм. Подробности →
Почему Эми слетела с катушек? Кападиа понимает, что сейчас слишком поздно складывать на кого-то вину за произошедшее. Этому способствовали слишком много факторов: развод родителей, разгульный образ жизни в Камдене, негативное влияние бывшего мужа Блэйка, оглушительная популярность после выхода ее второго альбома «Back to Black», постоянное преследование и третирование со стороны СМИ и склонность к саморазрушению – список далеко не маленький.
Чтобы проследить истоки трагедии, Кападиа в первом эпизоде фильма показывает нам видео конца 1990-х, когда Уайнхаус, будучи подростком, пела джаз в Саутгейте. Начиная с этого момента и вплоть до самой ее смерти, режиссер ведёт нас по линии судьбы Эми, раскрывая новые подробности ее личной жизни. Те, кто трудились над лентой, обработали огромное количество домашнего видео, что были сняты друзьями Эми, а также архивных материалов, редких фотографий и старых демо-записей, которые были тщательно отобраны и интегрированы редактором Крисом Кингом (Chris King).
На протяжении более двух часов фильм, как будто собирает паззл жизни Уайнхаус из разных кусочков её биографии, каждый из которых представлен с точки зрения одного из её близких людей.
Так, лучший друг Эми Ник Шимански (Nick Shymansky) раскрывает нам подробности первых шагов Уайнхаус в шоу-бизнесе. Сквозь призму отношений с отцом становятся ясны мотивы её поступков с мужчинами в личной жизни. Болезненная привязанность к отцу, маниакальная зависимость (любовь?) к Блэйку (прим.ред. Блейк Филдер-Сивил (Blake Fielder-Civil) – бывший муж Эми), в итоге толкнули певицу к саморазрушению. Эми хотела чувствовать то, что чувствовал Блейк и стала по его примеру принимать наркотики. Этот эпизод, как один из самых тяжёлых в фильме режиссеру удалось передать очень деликатно.
После премьеры, отец Эми, Митч Уайнхаус (Mitch Winehouse) высказался о фильме негативно, что не удивительно, учитывая тот факт, что его отношения с дочерью показаны без прикрас. Здесь и детская травма от его ухода в другую семью, и отказ помещать Эми в центр реабилитации в 2005 году (после чего, кстати, появилась песня «Rehab»), и таскание за собой журналистов на частные встречи в последние месяцы жизни Эми. Но, при всём при этом, певица всю жизнь тянулась к отцу, очень его любила, но простить то, что он её бросил в детстве так и не смога.
Легендарный певец Тони Беннетт (Tony Bennett), с которым Эми работала в конце своей жизни говорит об Эми, как о величайшей исполнительнице джаза. Её голос и подача материала вполне могли бы посоперничать с Сарой Воэн (Sarah Vaughan) или Билли Холидей (Billie Holiday). «Эми по натуре – джазовая певица, и, возможно останься она в джазе, выступая в небольших клубах, всё было бы хорошо. Ведь джазовые певицы «не любят, когда перед ними 50 000 человек».
Эми была популярна, за её выходками охотилась пресса, продюсеры считали прибыль от продаж. Догадывался ли кто-то из них чего стоят выстраданные песни и популярность, которая была ей не по силам? Ведь по словам Эми, она писала только о том, что пережила сама.
Оправдывает ли цель средства? Ответов на этот вопрос фильм не даёт. Режиссёр позволяет зрителю самому сделать об этом вывод, стараясь как можно объективнее преподнести историю Эми Уайнхаус с разных углов обзора. Фильм совсем не претендует на какую-либо инновационную подачу материала, но глубокое эмоциональное погружение в историю несомненно есть. Кападиа, на примере Эми Уйанхаус, показывает нам, что в каждом человеке живут его личные демоны, с которыми нужно уметь справляться.
Оценка: 9/10
Трейлер
Фото на обложке материала из семейного архива Эми.