Один из центральных персонажей современной рок-сцены, любитель странных гитар и обладатель пронзительного голоса, Джек Уайт выпускает свой второй сольный альбом — Lazaretto. Доминировавшие в оформлении предыдущей пластинки синие цвета никуда не делись — очевидно, музыкант пытается максимально дистанцироваться от всего, что напоминало бы ему бывшую супругу Мег, включая фирменную красную палитру, крепко связанную с их творческим союзом.

Но оставим подробности личной жизни Уайта и обратимся, собственно, к новинке. В записи альбома приняло участие огромное число музыкантов, включая наших старых знакомых Патрика Килера (The Raconteurs, The Greenhornes), а также Карлы Азар (на чьем счету значится сотрудничество с Джеком на его предыдущей работе Blunderbuss) и многих других.

Первый же сингл (читайте перевод Lazaretto), записанный и выпущенный всего за 4 часа, вызвал положительную реакцию критиков и фанатов музыки. Стилистика Уайта узнавалась безошибочно, певец во всех смыслах не подкачал. Тем не менее, однозначного успеха самой пластинке это еще не гарантирует — познакомимся с ней поближе и попытаемся сравнить ее с предыдущим сольным трудом кудесника оглушительного кантри-блюза.

Jack White — Lazaretto (2014)

1. Three Women

Звонкие ударные, ретроспективные клавиши и ностальгически-соуловый бас открывают новый альбом Джека, причем весьма оптимистичным образом. Уже на вступительном трэке музыкант решает разойтись не на шутку — здесь есть и оживленная череда куплетов и припевов, и забойный проигрыш, и фирменное «кричащее» соло. Что ни говори, начало многообещающее — перейдем к первому синглу.

2. Lazaretto

Основной рифф песни сперва исполняется на клавишах, затем вступают гитара и вокал; развитие темы подчёркивается писклявыми звуками синтезатора. Уайт исполняет своего рода речетатив, который, как признался сам музыкант, является его ответом хип-хопу. Джек уточнил: «В отличие от пустого хвастовства, здесь рассказана история о реальных делах реального человека». Мы верим тебе, Джек, продолжай в том же духе!

3. Temporary Ground

На этом мечтательном, в чем-то даже психоделичном фолк-рок номере Уайт делит певческие обязанности с одной из нескольких бэк-вокалисток, задействованных в записи альбома. То и дело начинают солировать скрипки, а пианино подчёркивает связь между частями песни. Пока что Lazaretto звучит очень обнадеживающе, но ждут ли нас впереди настоящие перлы?

4. Would You Fight For My Love?

Гротескное интро, во время которого Уайт знакомит нас с основным мотивом в исполнении гитары, хора и клавиш, интригует. Вслед за вступительной частью звучит основной мотив композиции — беспокойный, в чем-то даже трагичный, и по-хорошему прямолинейный. Однако мы имеем дело не с простым рок-шлягером а-ля 70-е — Джек умеет грамотно возвращать хорошо забытое старое и заставлять его звучать невероятно актуально. Что ж, первая жемчужина была сокрыта не так уж глубоко!

5. High Ball Stepper

Ведомый подвывающим рефреном, второй сингл с Lazaretto представляет собой идеальное концертное «рубилово» — залихватский блюзовый мотив и скрежет гитарных нот, исподтишка воздающих должное Джимми Хендриксу, однозначно заставят народ сходить с ума на шоу Джека и его команды.

6. Just One Drink

Среднетемповый гаражный панк-н-ролл с пианинными и скрипичными соло следует за разухабистым инструменталом, внося в новую работу здоровые и любопытные контрасты.

7. Alone in My Home

Игривый мотив, исполняемый на столь часто звучащем на пластинке пианино, ложится на качевую ритмическую основу этого позитивно настроенного трэка. В целом, Alone in My Home напоминает материал предыдущего сольника Уайта Blunderbuss и его проекта The Raconteurs, разве что с меньшей концентрацией гитар.

8. The Black Bat Licorice

Наглый шаффл, сочетающий настроения хип-хопа и блюза, щедро сдобренные почти прог-роковыми клавишными. Финал трэка украшен соло-пассажами пи… Нет, не пианино. Кроме него на Lazaretto Джек охотно использует еще как минимум один замечательный инструмент — скрипку. И если вы сразу не услышали их вместе, они почти наверняка где-то «вылезут» хотя бы по-отдельности; в случае с The Black Bat Licorice — это как раз и будет всем известный смычковый инструмент.

9. Entitlement

Настает черед задушевного кантри-фолка — как известно, песни в подобных жанрах удаются Джеку если не всегда, то в 99% случаев.

10. I Think I Found the Culprit

Торжественное минорное интро развивается ритмичным полуакустическим роком. Настрой вступления, однако, не теряется — здесь Уайта вновь выручает пианино, ответственное за главный эмоциональный посыл. Эпичные песни такого толка удаются нашему герою ничуть не хуже песен à la предыдущая. Не решусь сказать, что эта вещь, при всей ее очаровательности, тянет на вторую жемчужину. Послушаем заключительную композицию и попробуем разобраться, почему.

11. Want and Able

Благозвучная баллада, ведомая звуками пианино и акустической гитары. Что ж, медленная заключительная композиция про любовь и про «кто виноват и что делать?» — такое мы слышали миллионы раз. Однако, Want and Able — не просто очередной медляк. Это действительно трогательная, волшебная композиция. Поставив такой перл в конец, Уайт поступил как минимум мудро.

Что ж, Lazaretto ни в коем случае не является слабым альбомом и заслуживает самой высокой оценки. Но вот в чем фокус — Джек Уайт, похоже, стремился сделать каждую песню диска как можно лучше, в результате чего запись вышла слишком уж ровной. Уверен, версия Ultra LP с расширенным трек-листом может радикально изменить мое мнение. Однако, судя по стандартной версии релиза, именно в ровности и заключается заметная разница между Lazaretto и Blunderbuss; поэтому же один балл я оказался вынужден снять.

Что до столь понравившихся мне Would You Fight For My Love? и Want and Able, то они, по сути, ничем не лучше (и не хуже) любого другого номера пластинки. Но я убежден, что сильные стороны альбома все-таки надо оттенять.

Итог: 4/5.

P.S. В своем интервью для Rockcult.ru Найк Борзов назвал этот альбом шлаком