Этот альбом формально — не то очередной сольник Хелависы (которые выходили еще до того, как сформировалась группа Мельница), не то первый альбом нового проекта «Хелависа», который состоит уже из двух человек – Натальи О’Шей и Сергея Вишнякова. Так уж сложилось, что теперь это основной творческий мотор Мельницы, – не случайны ведь и многочисленные туры этим минимальным составом в два человека. Теперь выход альбома сделал этот тандем официальным.

«Люцифераз» выстраивает некую совершенно отличную от прежних сольных альбомов Хелависы концепцию. «Леопард в городе» подводил точку под домельничной биографией О’Шей и официально издавал такие старые хиты как Увядание листьев и Гимн деревьям. «Новые ботинки» отдавали дань как профессиональной кельтологической карьере Хелависы, так и ее нерусскоязычным проектам – особенно Clann Lir. Задача «Люциферазы» выглядит уже какой-то совершенно другой.


Фото - Александр Елизаров 

Несомненно, это самый «мельничный» проект группы. Но дело не только в том, что это альбом Хелависы и Вишнякова, созданный ими практически без сторонней помощи. Мало какой альбом Мельницы и Хелависы до сих пор был сосредоточен так на самом феномене творчества и настолько раскрывал саму внутреннюю «кухню» того, как рождается группа и как она превращается в то, что, несколько лет назад гремело на альбомах «Алхимия» и «Химера».

Слушатель здесь не только попадает в новый мир, но и в некотором смысле оказывается на базе и в студии. Этот аспект творческой работы кажется самым важным посылом работы – все то, что мы уже считаем произведением искусства, рождается не из пустоты. Тут к нашим услугам и мантры, и кавер-версии, и, конечно, песни, которые или появились специально для этого альбома, или были взяты из собственных архивов. Песню Дракон теперь можно официально считать самой издаваемой песней Мельницы и Хелависы – это ее уже третий релиз после позабытого мини-альбома «Master of the Mill» и полноценного альбома «Зов крови». И да, домашнесть ни в коем случае не уничижительная характеристика – в конце концов, никакой халтуры ни в плане аранжировок, ни в плане качества записи на альбоме нет.

За всеми этими разговорами нельзя не отметить очень важную вещь – как ни парадоксально, самыми интересными получились именно кавер-версии. Это ни в коме случае не приговор собственным песням проекта – особенно среди них нужно выделить главный хит, песню Поверь, которую уже экранизировали. Но именно каверы, которые еще и записаны с намного более аскетичными аранжировками, оказываются особенно важными для понимания всей мысли и атмосферы альбома. А пытливые умы могут наконец получить некоторые ответы на вопросы об источниках вдохновения группы.

Как можно понять, ничуть не меньше предсказуемого Калинова Моста (Улетай) важным для понимания оказывается Шклярский (Немного огня), все-таки не просто так обе эти песни давно вошли в концертный репертуар Хелависы и Мельницы. Ну и, конечно, Как ветра осенние. Тридцатилетие трагического ухода Башлачев мы отметили в этом году. Башлачев — вообще гиблое дело для того, кто возьмётся его перепевать. Но Хелависе и Вишнякову удалось спеть одну из самых пронзительных его песен так, что она режет вас по сердцу – но не от диссонанса, а от точности попадания в ее нерв.

И следующая за ней Беда, написанная когда-то Высоцким для своей супруги Марины Влади, выглядит органичным продолжением Ветров осенних на том же личном уровне. Продолжением, напоминающим к тому же об одной из самых важных для всего творчества Хелависы теме –теме Любви. Отнюдь не только людей друг к другу, но ко Вселенной вокруг себя. Так что назвать альбом в честь катализаторов биолюминесценции – разумный ход.

Конечно, этот альбом не выглядит таким же масштабным произведением искусства, как альбомы Мельницы. Это набор этюдов, эскизов, а то и вовсе иллюстраций к чужому труду. Можно считать его своеобразным учебником внутренней кухни творческого процесса большой группы и ее главных авторов.