Почему, собственно, Master Of Puppets?
Metallica посвятила свой третий альбом манипулированию людьми, а «Кукловод», в свою очередь — это идеальная метафора того, кто «дёргает за ниточки» всех ведомых.
Усложнение по всем фронтам
Metallica всё ещё была трэш-металом, но вот каким? И это правильный вопрос. С каждым альбомом группа стремилась к всё более сложным структурам и композициям, возводя трэш из «просто динамичного жанра» в нечто по-настоящему потрясающее. Многослойные аранжировки, вездесущая тяжесть и длинные интерлюдии, разбавляющие темп – всё это сделало Master Of Puppets навороченным релизом в принципе, а уж в своём жанре тем более.
Лирика шла в ногу с музыкой и в Master Of Puppets Metallica продолжила сказ о мрачных, но важных вещах, обратившись на этот раз в сторону манипуляций и бессмысленных войн.
Battery
«Батарею» трактуют по-разному. Одни считают, что эта песня о человеческом гневе, исходя из английского термина «assault and battery» (с англ. – «рукоприкладство»); другие убеждены, что композиция посвящена Battery street — улице в Сан-Франциско, на которой находится Old Waldorf Club, где Metallica как-то отыграла один из своих самых громких концертов; третьи интерпретируют Battery почти буквально – как песню про энергию и условную батарейку, заряжающую всех и вся. Однако учитывая направленность альбома и важность военной темы для группы, мы считаем, что под «батареей» в треке имеется ввиду артиллерийская батарея, а текст рассказывает о военном отряде, убеждённом в необходимости уничтожения врага, и несущем смерть и разрушение.
Master of Puppets
Вопреки частому заблуждению, песня «Кукловод» посвящена вовсе не войне и людям на ней гибнущих. Данная композиция рассказывает о наркотической зависимости и о том, что все наркоманы становятся «куклами» в руках у запрещенных веществ. Песня исполняется от лица наркотика (судя по всему, героина), который обращается к своим подчинённым, приказывая им ползти за новой дозой и продолжать убивать себя ради получения краткосрочного удовольствия.
Taste me, you will see
More is all you need
You’re dedicated to
How I’m killing you
(Попробуй, и увидишь-
Что тебе захочется ещё.
Теперь ты предан тому,
Как я буду тебя убивать)
The Thing That Should Not Be
И вновь Metallica обращается к Лавкрафту, на этот раз конкретно к рассказу «Тень над Иннсмутом». Если не знать первоисточник, то песня покажется бессвязным набором метафор и жутковатых стихов, однако The Thing That Should Not Be представляет собой своеобразный пересказ произведения Лавкрафта.
Жители Иннсмута заключили договор с подводными существами и их богами Дагоном и Гидрой: последние даруют жителям богатство, за которое те должны платить жертвоприношениями и женщинами для продолжения рода. Главный герой «Тени над Иннсмутом» расследует всё это и убегает из зловещего города, однако вскоре узнаёт, что он потомок Иннсмутских жителей и его кровь – это смешение людских генов и генов подводных существ. Затем он смотрит в зеркало и видит, что постепенно превращается в рыбоподобного мутанта. То самое ужасающее зрелище, что он увидел и есть «То, чего не должно быть».
Welcome Home (Sanitarium)
Текст этой песни был написан под впечатлением от фильма «Пролетая над гнездом кукушки» с Джеком Николсоном. Лирический герой находится в Санатории. Это психиатрическая больница, выйти из которой пациент может в любой момент по собственному желанию. При этом санаторий – жуткое место, где к пациентам постоянно применяют насилие, а сама атмосфера нахождения там навевает лишь мысли о самоубийстве. Однако герой не уходит оттуда, так как несмотря на все ужасы, то, что находится за стенами санатория может оказаться ещё хуже и окончательно свести с ума. В финале композиции герой приходит к выводу, что единственный выход из этого места – смерть, ведь только она способна освободить от мук нахождения в этом ужасном мире.
Среди фанатов Metallica распространена версия того, что под санаторием в песне подразумевается общество. И это достаточно красиво, ведь мы действительно нередко страдаем от людей вокруг нас, однако остаться одни также не можем, ведь так, к сожалению, может стать только хуже.
Идея для этой песни появилась от фильма “Полёт над гнездом кукушки”. Песня “Fade to Black” отлично сработала, и мы захотели сделать ещё один медляк, чистый отборный тип песни, на этот раз с припевом.
©Джеймс Хэтфилд
Disposable Heroes
Потрясающая антивоенная пропаганда от Metallica. В песне два героя: солдат, попавший на поле боя и военачальник, воспринимающий людей как ресурс. Здесь вновь всплывает тема «кукловода» и перед нами предстаёт жуткая картина. Генерал уничижительно обращается к солдату, называя его «пустой оболочкой» и «слугой», говоря о том, что умирать он будет по его приказу, и всё, что армии от него нужно – это его смерть, бессмысленная жертва во имя ничего. Солдат, в свою очередь, начинает осознавать, что все они «одноразовые герои», которых просто используют, застилая глаза благими намерениями и славой. Единственный вопрос, который вертится у него в голове после всего увиденного кошмара – это то, почему ему надо умирать.
Why, am I dying ?
Kill, have no fear
Lie, live off lying
Hell, hell is here
I was born for dying
(Почему я умираю?
Убиваю, не чувствуя страха
Ложь, я живу во лжи
Это ад, преисподняя
Я был рождён, чтобы умереть)
Leper Messiah
«Прокажённый мессия» критикует ложных пророков и проповедников, которые, цепляясь за веру людей, зарабатывают на них деньги. Религиозные фанатики и лжецы, помешанные на богатстве, сравниваются с клоунами, со своим не менее фанатичным цирком, что так влечёт слабых и ведомых, которые, в свою очередь, походят на овец. Эти «мессии» притворяются посланниками Бога, показывают разнообразные фокусы и разжижают мозги, но всё что им нужно – это ваши деньги и какая-никакая власть.
Дело в том, что мы не пишем песен о сатане и демонах и прочем дерьме, которое вдохновляет так много групп. А уж если мы и поем о сатане, то мы поем о сатане, которого любой, у кого есть глаза, может увидеть в действии прямо сейчас, на этой земле. На наш взгляд, эти так называемые христианские фундаменталисты представляют собой очень реальное зло. Они пытаются посеять страх среди населения. Боязнь хоть чем-то отличаться от нормы, хотя в этом и состоит самый здоровый подход к жизни. А все эти телепроповедники - это вообще что-то странное. Они просто хотят сбить тебя своим бредом с толку и хотят, чтобы ты им за это еще и деньги платил! Вот, что на самом деле мерзко. И “Leper Messiah” - это просто атака на всю эту неестественную картину…
©Ларс Ульрих
Orion
Инструментальная композиция с лёгким позитивным оттенком. Почему «Орион»? Группе казалось, что в треке есть некий космический дух, что-то межпланетное, потому и назвали его в честь созвездия Ориона.
Damage, Inc.
В «Корпорации Разрушения» чувствуется дух первого альбома. Вся песня – это просто насилие и уничтожение, совершаемое той самой корпорацией. Разумеется, здесь можно увидеть и критику бессмысленного уничтожения, и даже некий замкнутый круг – некоторые черты Damage, Inc. отсылают к первой композиции альбома, как бы продолжая тему военной силы, сносящей всё на своём пути. Но, в общих чертах, это действительно референс к Kill ‘Em All c агрессивной и кровавой лирикой.
We chew and spit you out
We laugh, you scream and shout
All flee, with fear you run
You’ll know just where we come from
Damage, Incorporated
(Мы прожевали и выплюнули тебя
Мы смеемся, ты вопишь и кричишь
Все убегают, и ты бежишь от страха
Ты узнаешь, откуда мы пришли.
Корпорация Разрушения)
Заключение
Master Of Puppets стал легендарным альбомом. Первая «золотая» пластинка Metallica, к которой единогласно восторженные отзывы и всеобщее признание были более чем заслуженными. Многие критики сходились на том, что группа переосмыслила жанр, создав один из лучших альбомов в истории. И это правда – Master Of Puppets и сейчас во многом звучит прогрессивно и нестандартно, а тогда, в 1986-м, это был настоящий взрыв в музыкальной индустрии. Сложные композиции с многослойным звуком и взрослой лирикой всё ещё были для трэш-метала в новинку и приковывали к себе внимание. Причём это один из тех редких случаев, когда пластинку особо отметила даже непрофильная пресса, признавая её важность для музыкальной культуры и вклад в развитие металла.
В наши дни лирика Master Of Puppets смотрится также достойно. Разумеется, сейчас концептуальные альбомы представляют собой нечто куда более собранное, однако нельзя забывать про год выпуска и жанр. К тому же, у текстов этого релиза одна черта, которая позволяет находиться ему вне времени – извечные темы. Манипуляция, обман, войны, жестокость – всё это проблемы человечества, которые будут актуальны всегда. И то, как Metallica рассказывает об этом, какие создаёт образы и какие доносит мысли, действительно приводит в восторг.