Почему, собственно, …And Justice for All?
Четвёртый альбом Metallica посвящён несправедливости в политических и правовых системах США. …And Justice for All критикует двуличие легендарной демократии и акцентирует внимание на иллюзорности большинства истин и свобод Америки. Сама же фраза «…And Justice for All» — это часть клятвы верности американскому государству, произносимой перед флагом США.
Общая концепция и звуковые решения
Как мы уже сказали, в этот раз альбом группы сосредоточился на критике политики США. Однако в релизе также встречаются и уже ставшие обычными для коллектива темы: война, апокалипсис, человеческие пороки. В концептуальном плане пластинке удаётся усидеть на двух стульях: она отлично соответствует духу команды, высказывая при этом свои конкретные идеи.
Что касается звучания …And Justice for All, то здесь Metallica разошлась на широкую душу. Группа решила пойти по пути прогрессивного металла и сделать четвёртый альбом ещё сложнее. Вот, что сам Джеймс Хэтфилд говорил про его запись:
Это был позёрский подход, этот альбом представлял собой наше хвастовство и стремление показать на что мы способны. На репетиции мы смогли сыграть шесть риффов в одной песне? Давайте в следующей сделаем восемь. Давайте сходить с ума.
Песни на …And Justice for All получились многослойными, с приличной длительностью и разнообразным ритмом. Эта пластинка ощущается как музыкальный эпос, который достаточно велик и красив, чтобы войти в историю.
Blackened
Начинается этот альбом c уже стандартного для Metallica апокалипсиса. Только в этот раз миру пришёл конец по причине экологической катастрофы и общего скверного состояния Земли. В песне говорится о том, что люди сами приговорили планету к смерти, что вся ненависть, злость и ложь, в которой они живут, губит не только их, но и мать-Землю. Отсюда и название – «Почерневшей» называют планету неспроста: деятельность людского вида сравнивается в произведении с никотином, убивающем живое существо.
Текст песни рассказывает о нашей старой матушке-Земле и о том, как не ладятся у нее дела в последнее время, как весь окружающий мир, в которой мы живем, медленно превращается в выгребную яму. Речь идет не о глобальном состоянии окружающей среды, это просто суровый взгляд на то, что происходит вокруг нас.
©Ларс Ульрих
…And Justice for All
Заглавная композиция посвящена критике судебной системы и её коррумпированности. Статуя правосудия с обложки альбома предстаёт в образе изнасилованной женщины, над которой надругались убийцы правды и продажные судьи. Особый акцент в песне делается именно на продажности всей системы и том, что правосудия как такового уже давно нет: судьи гонятся за деньгами, адвокаты за выигранными делами, а прокуроры за статистикой. Всё ради победы и ничего ради правды.
Justice is lost
Justice is raped
Justice is gone
Pulling your strings
Justice is done
Seeking no truth
Winning is all
Find it so grim, so true, so real
(Правосудие потеряно,
Правосудие изнасиловали,
Правосудия больше нет.
Тебя дергают за веревочки
С правосудием покончено.
Никто не ищет правды
Победа – это главное
Ты найдёшь это жестоким,
Но такова правда, такова реальность)
Также, бытует мнение, что идея этой песни зародилась после просмотра фильма 1979-го года «Правосудие для всех» с Аль Пачино в главной роли. В картине главным героем является адвокат, постепенно понимающий гнилость судебной системы.
Eye of the Beholder
Третий трек рассуждает на тему свободы. Ведь свобода – это то, чем славится Америка, не так ли? В этой песне группа считает иначе и говорит о том, что каждый человек свободен ровно до тех пор, пока не мешает определённым людям, контролирующим нашу жизнь. Законы, цензура, веяния моды, религия – всё это ограничивает людей не только с хорошей стороны, но и с точки зрения элементарного самовыражения и свободы слова.
Текст этой песни во многом говорит сам за себя. Он в основном о людях, которые вмешиваются в твой образ мысли, и о том, что Америка, пожалуй, не такая свободная, как о ней думают.
©Ларс Ульрих
Фото - MINIMAL-PULSE-ART →
One
Одна из самых мрачных композиций в репертуаре Metallica по совместительству и одна из самых популярных. Вдохновением для написания песни послужила книга Дальтона Трамбо «Джонни получил винтовку», главный герой которой – солдат, потерявший на войне способность двигаться, видеть, говорить, слышать и обонять. В песне лирический герой также теряет всё, кроме жизни в жалком телесном обрубке по вине противопехотной мины. Вся композиция – это описание его страданий и обращений к Богу с одной единственной просьбой – позволить ему умереть.
One до сих пор является сильным антивоенным произведением с жуткой, пробирающей до костей лирикой.
Darkness imprisoning me
All that I see
Absolute horror
I cannot live
I cannot die
Trapped in myself
Body my holding cell
(Мрак поглотил меня
Всё, что я вижу
Абсолютный ужас
Я не могу жить
Я не могу умереть
Запертый в себе
Моё тело – моя тюрьма)
The Shortest Straw
«Короткая соломинка» рассказывает об Америке 1950-1960-х годах. В то время широко применялась практика «чёрных списков». «Чёрными списками» называли документы с упоминанием имен людей, мнение которых радикально отличались от мнений и мировоззрения общества. Вот только заносили в них по сути всех, кто чем-то не угодил Американскому обществу и правительству, поэтому разнообразные обвинения в коммунистических взглядах и подрывной антигосударственной деятельности полились как из рога изобилия. Из-за этого многие талантливые актёры и люди искусства оказались либо изгоями, либо вовсе за решёткой по причине отличного от общества мышления. Короткая соломинка, в свою очередь – это аллегория на тему того, что совершенно любой человек может вытянуть «неправильную» соломинку и стать опасным для государства.
Harvester of Sorrow
На этот раз разворачивающаяся драма имеет куда более личный характер. «Пожинатель печали» — это песня об обычном человеке, постепенно сходящем с ума. Лирический герой из примерного рабочего и семьянина превращается в наркомана и алкоголика, теряющего связь с реальностью и ненавидящего свою семью. И, судя по выкрикиваемому «Infanticide!» («Детоубийство!) герой всё-таки убивает своих детей и, вероятно, всю остальную семью. Ещё одна малоприятная и тяжёлая песня про сломленного человека, рассудок которого становится всё мутнее от пороков и ненависти.
The Frayed Ends of Sanity
Продолжает лейтмотив безумия трек «Истерзанные края рассудка». В нём лирический герой страдает от паранойи и шизофрении, постоянно убегая от несуществующего преследователя. При этом в конце песни вездесущие «они» сменяются на «я», и герой понимает, что всё это время он бежал от себя и своих фантазий. Однако в последних строчках бегство возобновляется, и он вновь убегает от «них» — видимо, у несчастного могут быть лишь редкие просветления рассудка и ни о каком излечении речи не идёт.
To Live Is to Die
Красивейший инструментал с большим количеством смен темпа и композиционного рисунка, который ещё и ощущается при этом цельным произведением. Единственными словами в данной композиции являются следующие строчки:
When a Man Lies He Murders
Some Part of the World
These Are the Pale Deaths Which
Men Miscall Their Lives
All this I Cannot Bear
to Witness Any Longer
Cannot the Kingdom of Salvation
Take Me Home
(Когда человек лжёт
Он убивает часть мира
Ложь является смертью
Которую многие ошибочно принимают за жизнь
Это невыносимо
Более наблюдать
Не может ли Королевство спасения
Забрать меня домой?)
Они взяты из фильма «Эскалибур» 1980-го года и фэнтезийной книги Стивена Дональдсона «Проклятие лорда Фаула». Но важнее здесь другое – эти строки были когда-то написаны для будущих песен почившим Клиффом Бёртоном. И вся эта композиция – дань уважения бывшему бас-гитаристу Metallica. Все риффы и стилевые решения здесь – это наработки Клиффа, которые группа решила собрать в один девятиминутный Гимн Памяти.
Dyers Eve
Финалом альбома выступает обращение подростка к своим родителям. Он составляет предсмертное письмо, намереваясь совершить самоубийство, и сетует на неправильное родительское воспитание. В треке поднимаются довольно-таки неожиданные для жанра темы: гиперопека, проблема отцов и детей, недостаточное внимание к детской психологии и нежелание отпускать детей во взрослый мир.
Pushed onto me what’s wrong or right
Hidden from this thing that they call life
Dear mother
Dear father
Every thought I’d think you’d disapprove
(Запихав в меня, что хорошо, а что плохо
Я оказался спрятан от того, что зовут «жизнью»
Дорогая мать
Дорогой отец
Все мои мысли вы отвергали)
Фото - MINIMAL-PULSE-ART →
Заключение
Четвёртая пластинка Metallica не ударила в грязь лицом и вновь получилась великолепной с какой стороны не погляди. Музыкально – потрясающий прогрессивный металл на стыке с трэшем; в плане лирики – ещё более глубокие и сложные тексты, которые на этот раз не боятся принять на себя обличающую роль. На момент выхода (а это был 1988-ой год) лирика …And Justice for All поразила критиков, так как трэш-метал всё ещё считался жанром не шибко умным, однако Metallica вновь развенчала этот миф, выпустив сложную и разноплановую работу, которая достойно смотрится и по сей день.
Фото - Victor Lira →