Почему, собственно, Ride The Lighting?
На этот раз всё просто: название второго альбома было взято из книги Стивена Кинга «Противостояние», а сама фраза «Оседлать молнию» означает казнь на электрическом стуле. Название запоминающееся и намекающее на то, что треки нас ожидают не сказать, чтобы радужные.
Взросление группы и более серьёзный подход к лирике
После успеха дебютного альбома группа решила несколько изменить подход к собственной музыке. Поэтому после разудалого Kill ’Em All Metallica сделала более серьёзное, мрачное и глубокое произведение. Коснулось это не только лирики – музыкально Ride The Lightning тоже заметно отличается от своего предшественника: для второго альбома группа написала намного более разнообразные композиции, звучание которых стало тяжелее и мелодичнее, а гитарные партии более сложными. И, несмотря на то, что именно трэш-звука здесь меньше, данная работа довольно уверенно ощущала себя в жанре, являясь эдакой улучшенной версией стандартного трэш-метала. Но если со звуком всё более-менее понятно, то тексты нового альбома стоит рассмотреть подробнее.
Fight Fire with Fire
Первая в треклисте песня задаёт тон всему альбому, открывая перед нами апокалиптичную картину. Герой рассказывает о приближающимся конце света вследствие ядерной войны. Название песни можно перевести как «гаси огонь огнём», хотя из наших аналогов ближе всего по логике подойдет поговорка «клин клином вышибают». Бесконечность войн и желания ответить обидчику являются основными темами данной композиции, текст которой обращает внимание на то, что люди всю свою историю воюют из-за метода «клин клином», так как на войну отвечают лишь войной, не пытаясь прийти к альтернативному решению конфликта. Но в случае Fight Fire with Fire что-либо решать уже поздно, так как конфликт ядерный, а потому финальный для всего человечества.
Do unto others as they’ve done to you
But what the hell is this world coming to?
Blow the universe into nothingness
Nuclear warfare shall lay us to rest
(Поступай с другими так, как поступили с тобой.
Но, черт возьми, куда катится это мир?
Преврати вселенную в ничто.
Ядерная война уложит нас всех в могилу…)
Ride the Lighting
Заглавная песня альбома подхватывает мрачный тон предыдущей композиции и рассказывает о преступнике, приговорённом к казни на электрическом стуле. Главный герой ожидает смерти, представляя, как его окутает электричество и пламя, а мозг начнут пронизывать молнии. Особенно страшны эти строки по той причине, что судят смертника за преступление, которое он не совершал – судебный приговор был вынесен ошибочно.
Песня посвящена именно возможной несправедливости суда, а точнее, несовершенству самой судебной системы. Что интересно, сам Джеймс Хэтфилд поддерживает смертную казнь, однако не отрицает того, что ошибки могут совершатся, и это ужасно.
Концовка песни неоднозначная. В ней лирический герой с криком пробуждается от ужасного сна. Это можно воспринимать и как буквальное пробуждение (в таком случае и ложное обвинение, и казнь – это просто сон), и как метафору избавления от ужасной и несправедливой жизни, которую прервали электрические разряды. Здесь, как уже принято, выбор за вами.
Фото - MINIMAL-PULSE-ART →
For Whom the Bell Tolls
«По ком звонит колокол» написана Metallica под впечатлением от одноимённой книги Эрнеста Хэмингуэя. Песня, в свою очередь, посвящена сцене из этого романа, в которой пятеро солдат во время Гражданской войны в Испании, занимая позицию на холме, были убиты авиаударом. Посыл песни стандартен, но, увы, актуален – война – это ужасное и бессмысленное явление, приносящее с собой лишь боль и смерть.
Fade to Black
«Fade to Black» или «Уход в чёрное» — это термин из кинематографа, обозначающий плавный уход экрана в темноту. В данной же композиции этот термин символизирует депрессию и постепенное угасание человека.
Главный герой песни не может принять перемены, происходящие в мире, и не способен смириться с потерями; он отмечает, что за свою жизнь он, кажется, потерял даже самого себя, а потому и смысла продолжать борьбу более нет.
Стандартный, казалось бы, текст про депрессию заиграет новыми красками, если знать период, в который писалась эта песня. По слухам, Fade to Black была написана сразу после происшествия в Бостоне, когда у группы угнали грузовик со всем её оборудованием, включая крайне редкие и важные для звука Metallica инструменты. После того как группа физически потеряла возможность выступать, остро встал вопрос о её существовании вообще. На фоне общей депрессии и родилась любимая многими мрачная баллада.
Фото - MINIMAL-PULSE-ART →
Trapped Under Ice
Это, пожалуй, самая абстрактная композиция на альбоме, текст которой метафоричен ровно настолько, чтобы каждый воспринимал ее по-своему. Герой оказывается в «Ледяной ловушке», которая не позволяет ему ни пошевелиться, ни позвать на помощь. Песня пронизана истерикой и паникой человека в критической безвыходной ситуации.
Самыми популярными интерпретациями этой истории стали наркотики и криогенный сон. Если верить первой, то лёд – эта метафора наркотиков, сковывающих человека, заманивающих его в ловушку, из которой нет выхода. По второй версии песня рассказывает о человеке, проснувшегося от криогенного сна и осознавшего, что он заперт в ледяной ловушке. В любом случае, участь главного героя завидной не назовёшь, а потому и настроение песни, хоть и агрессивное, но крайне отчаянное.
Escape
У «Побега» с метафорами и трактовками всё проще – песня посвящена преступнику, от лица которого и ведётся рассказ. Беглец рассказывает о том, что никто и никогда не имеет права указывать человеку на то, каким образом ему следует жить; каждый сам в праве выбирать свой путь и ни обычаи, ни навязанные мнения не должны вставать на пути. Смысл понятен для каждого – наверняка любой из нас когда-нибудь возмущался правилами нашего мира и его устройством, желая выйти за эти глупые, иногда бессмысленные рамки.
Фото - MINIMAL-PULSE-ART →
Creeping Death
«Ползучая смерть» имеет несколько истоков. Основный сюжет песни – наполовину библейская легенда об ангеле смерти, посланного для совершения египетских казней, наполовину фильм «Десять заповедей» (реж. Сесил Блаунт Демилль), основанный как раз на этой легенде; название – вышеописанный фильм, во время просмотра которого Клифф на моменте с убийством ангелом смерти первенцев, воскликнул: «Это похоже на крадущуюся смерть!»; ну, а сам костяк песни вообще взят у демо-записи группы Exodus (предыдущий коллектив Кирка Хэмметта).
Лирически же трек представляет собой речь ангела смерти, несущего гибель всем новорожденным первенцам.
I
Rule the midnight air, the destroyer
Born
I shall soon be there, deadly mass
I
Creep the steps and floor, final darkness
Blood
Lamb’s blood, painted doors, I shall pass
(Я
Властвую над воздухом в ночи.
Разрушитель
Появился на свет,
Я скоро буду там,
Убийственной массой.
Я
Бесшумно подхожу и застилаю всё
Последней тьмой.
Кровь,
Кровь ягнёнка на двери,
И я пройду).
The Call Of Ktulu
Заканчивается альбом очень красивой инструментальной композицией. Лирику разобрать по понятным причинам не выйдет, но название примечательно. «Зов Ктулу» была написана после прочтения группой повести Г.Ф. Лавкрафта «Тень над Иннсмутом». Название же песня получила от другого произведения Лавкрафта – «Зов Ктулху». Почему Metallica именовала песню именно Ктулу, а не Ктулху? Ну, во-первых, очевидные юридические моменты, а, во-вторых, по самому Лавкрафту, имя Ктулху (древнего бога из глубин океана) трактовалось множеством образов, так как язык, которым именовали богов не предназначен для простых смертных. Так что Ктулу Метлы имеет такое же право на существование, как и знакомый всем Ктулху.
Что же до музыки, то она, будучи вдохновлённой жуткими произведениями о древних величественных созданиях, воплощает их настроение: пугающе размеренные гитарные партии с ритуально-ритмичными ударными прекрасно создают атмосферу чего-то грандиозного и пугающего.
Фото - MINIMAL-PULSE-ART →
Заключение
Ride The Lighting стал логичным развитием идей группы как в музыкальном плане, так и в плане текстов. Последние стали менее весёлыми, но обрели больший смысл, а вместе с ним и глубину. Смерть, отчаяние и безысходность – вот главные темы второго альбома, которые, несмотря на всю собственную мрачность, ощущаются уместными и по-своему любопытными. Да, это не тот весёлый трэш-метал с разудалыми металистами и воспеванием собственной крутости, но это вовсе не плохо. Metallica выросла, и тексты выросли вместе с ней.